суббота, 1 июня, 2024
 

Минфин России раскритиковал бюджет Дагестана на 2024 год. Бюджет республики продолжает оставаться дефицитным

Куратору дагестанского финансово-экономического блока Дагестана - первому вице-премьеру РД Руслану Алиеву было трудно объяснить депутатам НС РД, что происходит с бюджетом республики

На сессии Народного собрания Дагестана, прошедшей 31 мая (2024 г.), депутаты сразу в двух чтениях приняли поправки в бюджет республики на 2024 год и плановые 2025 и 2026 годы. Бюджет оказался не только высокодефицитный, но и имеющий претензии (не устранённые?) со стороны Министерства финансов России.

«Черновик» послушал, как бюджет оглашался в стенах Народного собрания РД, изучил Заключение Минфина России на этот бюджет и готов пересказать его «историю болезни»…

Кто знает, тот поймёт

Само принятие бюджета в Народном собрании Дагестана, в том числе рассмотрение поправок, обычно проходит бурно: депутаты вчитываются в таблицы, кулуарно интересуются насчёт своих «тем», если их интересы не учли, то задают докладчикам много разных, на их взгляд, неудобных вопросов…

В этот раз бюджет приняли очень оперативно. Докладчики – врио министра финансов РД Шамиль Дабишев и председатель Счётной палаты РД Билал Джахбаров в максимально лаконичных и обтекаемых формулировках дали свои заключения на бюджет.

В целом, они говорили, следуя не принципу прозрачности и понятности, а правилу: «Кто знает, тот поймёт…»

Шамиль Дабишев, врио министра финансов РД

Шамиль Дабишев, врио министра финансов РД

Дабишев озвучил, что доходы бюджета планируются в пределах 180,2 млрд. рублей, расходы – 193,2 млрд. рублей. Дефицит – 13 млрд рублей (его удалось снизить на 925 млн руб).

Врио министра называл депутатам разные цифры, сообщал, что какие-то показатели выросли, а какие-то уменьшились, но конкретику не давал. Поэтому, когда он заявлял, что собственные (налоговые и неналоговые) доходы увеличились на 5 млрд рублей, то оставалось загадкой, сколько же они составляют сейчас, чтобы понять, много это или мало…

Докладчик туманно сказал депутатам, что в проекте бюджета произошла существенная корректировка (плановых?) налоговых платежей, «вследствие предложений Минфина России, направленных на имя главы РД».

Корректировка, по его словам, связана с тем, что дагестанский бюджет задолжал в федеральный бюджет более 13 млрд рублей и эта сумма долга не меняется уже 3-4 года.

(Было удивительно слышать такие смелые речи от врио министра, так как эти 3-4 года совпадают с периодом правления главы РД Сергея Меликова. Но, возможно, это просто совпадение…)

Сказав загадочное «Приведенные данные свидетельствуют о наличии серьезных резервов, которые могут быть направлены в бюджет», Дабишев на что-то намекнул коллегам: «Следует отметить, что предложения главных распорядителей бюджетных средств детально, предметно, коллегиально рассмотрены в правительстве»...

Вышедший следом Билал Джахбаров был не более информативен… Депутаты, не вдаваясь в подробности и не задавая вопросов, приняли поправки в бюджет в первом чтении.

Билал Джахбаров, председатель Счётной палаты Дагестана

Билал Джахбаров, председатель Счётной палаты Дагестана

Спикер НС РД Заур Аскендеров предупредил коллег, что после перерыва поправки в бюджет будут голосоваться во втором чтении.

Так и произошло. После перерыва к трибуне вышел председатель комитета НС РД по бюджету, финансам и налогам Марат Ильясов. Он был предельно лаконичен, сказав буквально: «Депутаты внесли на сессию поправки в бюджет текущего и последующих годов. Новых поправок в него нет, прошу поддержать законопроект во втором чтении».

Раздались понимающие аплодисменты, уточняющих вопросов не было. Возможно, что краткость Ильясова была не столько признаком его таланта, сколько внешним выражением того продавливания бюджета через парламент, которое депутаты (возможно) испытали со стороны правительственного блока.

Бюджет Дагестана на 2024 год, раскроем тайну, очень сильно не нравится Минфину России, так как содержит в себе нарушения. Депутаты об этом знают. Знает и правительство. Но…

Но неприличную ситуацию попробовал разрядить первый вице-премьер правительства РД Руслан Алиев.

«Возможно он что-то новое скажет… Добавит денег!» – внезапно весёлым голосом предположил спикер НС РД Заур Аскендеров.

Голос Алиева, напротив, был немного путанным и грустным, денег не обещал. Он тоже пытался объяснять ситуацию с бюджетом по принципу «Кто знает, тот  поймёт», но был более подробен.

«Мы постарались максимально минимизировать те расходы, которые были предусмотрены в Заключении на проект закона Минфина России. Мы обращались в Минфин за помощью с выпадающими доходами, но… (Они) сделали экспертизу нашего бюджета и наших расходных обязательств… Минфин России нам дал рекомендацию, в рамках заключённого соглашения, как высокодотационному субъекту России», – сказал Алиев.

Он, ссылаясь на Минфин России и данные ФНС РФ, сообщил о долгах Дагестана перед федеральным центром.

Так, налоговая задолженность республики по состоянию на 1 января этого года составляет 37,2 млрд рублей. По сравнению с 2023 годом этот долг вырос на 8,8 млрд рублей.

Первый вице-премьер сообщил, что сумма задолженностей организаций, состоящих на учёте в налоговых органах республики, в консолидированный бюджет РД, по состоянию на 01.04.2024 г. составляет 14,4 млрд рублей.

Эта задолженность состоит из следующих составляющих:

– налог на прибыль организаций – 90,46 млн рублей;

– налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 2,8 млрд рублей;

– налог на имущество физических лиц – 6,4 млрд рублей;

– транспортный налог – 2,5 млрд рублей;

– налог на имущество юридических лиц – 1,4 млрд рублей.

«Если мы эти деньги, хотя бы 50% мобилизуем, то сможем включить их и в расходную и в доходную части бюджета», – предполагает Алиев.

Он же дал понять, что с УФНС РФ по РД имеется недопонимание в оценке налогового задания для республики. Пересказывать историю недопонимания смысла нет, она тоже была изложена Алиевым в стиле: «Кто знает, тот поймёт».

Из рассказов докладчиков было ясно, что с бюджетом что-то не то, что бюджет «болен», но «болезнь» тщательно скрывается. Тем не менее, надо ведь что-то с этим делать!

Руслан Алиев, первый вице-премьер РД

Руслан Алиев, первый вице-премьер РД, понимает, что надо "резать по живому"

Поэтому Руслан Алиев, как антикризисный план к реализации, перечислил последние (рекомендательные) пункты Заключения Минфина России на проект бюджета РД на 2024 год, а также дал понять, что под внутренними резервами бюджета, способными его оздоровить и сделать эффективным, подразумевается сокращение и оптимизация, как штатов, так и органов власти…

То есть, надо резать по живому.

Болезнь дагестанского бюджета

Почему так грустит финансово-экономический блок Дагестана? Откуда на лицах вековая печаль? Дел в том, что Первый заместитель министра финансов России Леонид Горнин направил ещё 23 ноября 2023 года письмо в адрес правительства РД и Народного собрания Дагестан.

В этом письме за №06-09-09/03/111649 первый замминистра финансов сообщает ветвям дагестанской власти о том, какое заключение на проект бюджета Дагестана на 2024 и плановые 2025 и 2026 годы даёт Минфин страны.

Отметим, что проект республиканского бюджета со всеми необходимыми документами и материалами, был направлен властями Дагестана на согласование в Минфин России 30 октября 2023 г.

На этот проект Минфин РФ выдал своё Заключение (на 12 страницах). Забегая вперёд, скажем, что оно в целом негативное.

Мы приведём основные положения из этого Заключения со своими небольшими комментариями…

В письме, сопровождающем заключение, говорится, что Республике Дагестан требуется:

  1. повышение качества бюджетного планирования,
  2. обеспечение недопустимости принятия закона о бюджете Республики Дагестан с недостоверными источниками финансирования,
  3. усиление контроля со стороны Правительства Республики Дагестан за расходованием средств,
  4. соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также принятых обязательств в рамках соглашений, заключенных с Минфином России.

В заключении, в частности, в разделе, в котором описывается доходная часть проекта бюджета республики, Минфин указывал, что «прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов проекта республиканского бюджета на 2024 год составляет 44 530,9 млн рублей (109% к ожидаемому исполнению республиканского бюджета в 2023 году)».

Это те бюджетные деньги, которые считаются собственными доходами республики.

В Минфине РФ обратили внимание, что власти Дагестана прогнозировали, что в 2024 году соберут больше налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц и на имущество организаций.

А вот сборы с акцизов будут в 2024 году собраны меньше, чем в 2023 году на 4%.

налог на прибыль организаций – 7 662,5 млн рублей, с ростом к ожидаемому исполнению республиканского бюджета в 2023 году на 23%;

налог на доходы физических лиц – 16 991,9 млн рублей, с ростом к ожидаемому исполнению республиканского бюджета в 2023 году на 14%;

налог на имущество организаций – 3 675,9 млн рублей, с ростом к ожидаемому исполнению республиканского бюджета в 2023 году на 16%;

акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории Российской Федерации – 10 765,9 млн рублей, со снижением к ожидаемому исполнению республиканского бюджета в 2023 году на 4%.

Министерство мягко заявляет, что сбор акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию в республике необходимо привести в соответствие с прогнозом Минфина России «ожидаемого объема поступлений в бюджет Республики Дагестан».

Ожидания Минфина РФ относительно увеличения сбора акцизов, особенно с алкогольной продукции, понять можно.

Ещё в 2020 году, Михаил Бабич, посетивший Дагестан в статусе первого замминистра экономического развития России (сейчас он зам.директора ФСВТС) заявлял, что 80% коньячного производства страны сконцентрировано в республике.

Тогда же было озвучено, что по итогам 2019 года предприятиями-производителями алкогольной продукции республики уплачено всего 3 млрд 204,302 млн руб. акцизного налога.

По данным правительства РД, в 2022 году предприятиями производителями алкогольной продукции республики уплачено 3 млрд 381 млн рублей акцизного налога.

А в 2023 году эти предприятия уплатили 2,9 млрд рублей акцизов.

Почему алкогольная отрасль в Дагестане стала показывать меньше уплаченных акцизов, несмотря на благоприятные для отрасли факторы, остаётся непонятным. В том числе и для Минфина РФ.

Впрочем, эта «болезнь» у Дагестана, видимо, хроническая. Ещё в 2022 году, первый вице-премьер Руслан Алиев, докладывая Сергею Меликову об освоении бюджета за текущий год, огорчил его тем, что «не выполнены бюджетные назначения по налогу на доходы физических лиц, акцизам на алкоголь, налогу на имущество организаций и налогу на добычу полезных ископаемых»…

Что касается акцизов на ГСМ (нефтепродукты), то найти корректные данные по ним оперативно не удалось. Но мы уделим (в будущем) этому вопросу достойное внимание.

Не нравится ваша зарплата…

У Минфина РФ были претензии, главным образом, к расходам. В частности, им не понравилось, что в проекте бюджета на 2024 год и плановые 2025 и 2026 годы, в расходах на обязательное медицинское страхование на каждый указанный год была проставлена одна и та же сумма – 18 млрд 332,8 млн рублей.

Леонид Горнин, первый замминистра финансов РФ

Леонид Горнин, первый замминистра финансов РФ

«Согласно прогнозу Федерального ФОМС, размер страховых взносов на 2024 год составляет – 18 332,8 млн рублей, на 2025 год – 19 808,6 млн рублей, на 2026 год – 20 991,9 млн рублей», – намекает Минфин РФ на то, что кроме клавиш Ctrl+C и Ctrl+V на клавиатуре есть и другие полезные кнопки.

Министерство просит привести проект бюджета в соответствие с прогнозом Федерального ФОМС.

Вопросы у Минфина РФ вызвали те пункты проекта бюджета, к которым дагестанское чиновничество, возможно, отнеслось более трепетно и скрупулёзно, чем к другим разделам – к регулирующим уровень зарплаты!

Так, Дагестан указал в проекте бюджета, что расходы на оплату труда с начислениями работников бюджетной сферы составляют 5 млрд 774,5 млн рублей.

Эта сумма состоит из следующих дополнительных расходов:

– расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации – 2 009,4 млн рублей,

– расходы на увеличение минимального размера оплаты труда (до 19 242 рублей) – 2 785,8 рублей,

– расходы на индексацию фонда оплаты труда прочих категорий работников бюджетной сферы с 1 октября 2024 г. на 4,5% – 979,3 млн рублей.

Минфин России считает по-другому. В буквальном смысле.

Дополнительные расходы на 2024 год ими оцениваются в объеме 3 млрд 076,7 млн рублей. В эту сумму входят средства:

– на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы соответствии с указами Президента Российской Федерации – 1 003,9 млн рублей;

– на увеличение минимального размера оплаты труда – 1 862,0 млн рублей;

–  на индексацию фонда оплаты труда прочих категорий работников бюджетной сферы – 210,7 млн рублей.

«Учитывая значительную разницу в оценках по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, сообщаем о необходимости обеспечения сверки указанных расчетов на предмет численности (по данным Росстата), установления заработной платы (исходя из среднего дохода от трудовой деятельности), а также принятых решений по дополнительному стимулированию», – требует Минфин РФ.

Это означает, что дагестанский бюджет должен сделать то, что тактично называют «оздоровиться за счёт внутренних резервов»: если они хотят сохранить для работников бюджетной сферы их нынешний уровень зарплаты, то им необходимо сократить их количество. То того уровня, который им рекомендован Минфином РФ.

Иначе они в рекомендованную Минфином РФ сумму – 3 млрд с лишком не попадают.

Но это не единичный факт превышения расходов.

Минфин отмечает, что в дагестанском бюджете РД на 2024 год очень сильно увеличены расходы в следующих разделах:

– по разделу "Общегосударственные вопросы" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" – на 769,9 млн рублей или на 37% к ожидаемой оценке 2023 года;

– по разделу "Национальная экономика" подраздела "Транспорт" – на 96,2 млн рублей или на 30% к ожидаемой оценке 2023 года;

– по разделу "Образование" подраздела "Среднее профессиональное образование" – на 609,2 млн рублей или 22% к ожидаемой оценке 2023 года;

– по разделу "Физическая культура и спорт" подраздела "Спорт высших достижений" – на 796,7 млн рублей или на 47% к ожидаемой оценке 2023 года.

Замечание Минфина вызывает и решение республиканских властей о повышении фонда оплаты труда государственным гражданским служащим и госдолжностям РД.

Это решение власти Дагестана приняли в 2022 году, но оно не было поддержано Минфином России.

Это решение «повлекло превышение норматива формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта … и (или) содержание органов государственной власти субъекта … на 3,3%, и как следствие нарушение пункта 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Прирост фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Дагестан в 2022 году к уровню 2021 года составил 1,3 млрд рублей, среднемесячная заработная плата государственного гражданского служащего увеличилась с 45,9 тыс. рублей до 77,1 тыс. рублей или в 1,7 раза, соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций Республики Дагестан к среднемесячной заработной плате государственного гражданского служащего Республики Дагестан составило 2,2 раза.

Минфин России напоминает дагестанским властям, что несоблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъектов страны «влечет применение мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи действия (бездействие) привели к нарушению вышеуказанных обязательств».

«Соответствующая информация доложена Президенту Российской Федерации», – указывает Горнин.

Несправедливо к Дербенту?

Среди других нарушений, выявленных в октябре 2023 года в проекте бюджета на 2024 год, значилось, что дагестанские финансисты, формируя бюджет, не распределили между городами и районами более половины субсидий, предусмотренных законом!

(Возможно, эти, нераспределенные субсидии и «вылетели» из бюджета Дагестана, сформировав долг.)

К примеру, не были распределены субсидии на мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, государственную поддержку лучших сельских учреждений культуры и лучших работников этих учреждений.

Там же – не распределены субсидии для Дербента на реконструкцию городских улиц с заменой (реконструкцией) инженерных коммуникаций, строительство канатной дороги, строительство канализационных очистных сооружений, строительство электрической подстанции «Дербент Северная-2» и многие другие пункты.

«В пояснительной записке не даны пояснения о причинах отсутствия в проекте закона распределения субсидий местным бюджетам», – констатирует Минфин РФ.

В заключении Заключения Минфин России приводит аж 12 пунктов того, что должны сделать власти Дагестана для того, чтобы у Москвы к бюджету республики не было претензий.

Леонид Горнин, первый замминистра финансов РФ

В Минфине России хорошо знают не только фобии регионов, но и фобии чиновников, отвечающих за региональный бюджет

Среди ключевых рекомендаций можно выделить следующие:

– предоставлять межбюджетные трансферты городам и районам;

– предусмотреть средства на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, причём в полном объёме;

– разобраться, сколько, в конце концов, в бюджетной сфере работает или должно работать человек;

– проведение детального анализа дублирующих функций органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления в целях подготовки предложений по дальнейшей оптимизации дублирующего функционала, включая сокращение численности работников соответствующих органов власти с расчетом возможной экономии бюджетных расходов;

– обеспечить прекращение финансирования за счет средств республиканского бюджета футбольных клубов "Динамо" и "Победа";

- передать несвойственных бюджетным учреждениям функций на аутсорсинг (организация теплоснабжения, организация питания школьников, уборка помещений, транспортное обеспечение обучающихся), вывод медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения;

- оптимизацию бюджетных расходов за счет увеличения объемов доходов, получаемых бюджетными и автономными учреждениями от оказания предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- оптимизацию сети государственных учреждений социального обслуживания, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта путем объединения однотипных по направлению деятельности учреждений;

– не принимать решения, связанные с увеличением численности работников государственных учреждений и органов государственной власти Республики Дагестан.

P. S. Надеемся, что Правительство Республики Дагестан даст подробные пояснения относительно того, какие рекомендации Минфина России ими был выполнены, а какие нет. И почему. ]§[

 

Мы в телеграм: @chernovik

Самые читаемые
Свежие новости