Дипломатия брендов как лекарство от кавказофобии

Уважаемые читатели! Предлагаем вам принять участие в голосовании на сайте chernovik.net и выявить, какой из национальных брендов Дагестана в полной мере соответствует таким критериям, как отражение национальной культуры, эстетика, качество. Какой из брендов можно назвать символом, характеризующим Дагестан? Мы предлагаем голосовать за один из понравившихся вам национальных брендов нашей республики. Если вы считаете, что в списке нет настоящего НАЦИОНАЛЬНОГО бренда Дагестана, то предлагаем оставить в комментариях свои предложения. Список брендов будет дополняться два раза в неделю.

Когда несколько лет назад многие республики Северного Кавказа заговорили о необходимости создания и продвижения собственных региональных брендов, это выглядело как весьма похвальное начинание. Потребность в этом в самом деле есть — и значительная. Мало того, что обыватель за пределами юга России имеет очень смутное представление, чем, допустим, Кабардино-Балкария отличается от Карачаево-Черкесии, так ещё и сложившийся в общественном мнении образ российского Кавказа настоятельно требует постоянной работы по его улучшению.

В мировой практике так называемая дипломатия национальных брендов — это действительно серьёзный механизм по формированию имиджа той или иной страны. Потребителем является каждый из нас, и связать свойства товара с образом страны его происхождения — это в конечном итоге задача для грамотного маркетолога, подкованного в политэкономии. За расхожими представлениями о немецкой надёжности или французской элегантности зачастую стоят именно конкретные торговые марки, целенаправленно продвигавшиеся на внешние рынки. При этом мало кто вспоминает, что немцы далеко не всегда славились пунктуальностью, а на улицах многих французских городов, мягко говоря, не очень чисто.

Здесь можно привести хороший пример из дагестанской практики. Американский бизнесмен Говард Дал, партнёр проекта «Дагагрокомплекс», впервые узнал о Дагестане, увидев в своём родном городе в штате Северная Дакота выступление ансамбля «Лезгинка». Поэтому, когда Дал получил предложение о совместном бизнесе в республике, его не остановили даже настойчивые рекомендации не ехать в Дагестан. Но такие случаи пока единичны — напротив, волна антикавказских настроений в российском обществе с каждым годом становится всё сильнее, а противопоставить ей какие-то контрмеры государство способно далеко не всегда. Именно в таких случаях уместно включать механизмы дипломатии брендов, но для этого нужно как минимум понимание того, что бренд (в том числе бренд территории) — это не просто красивая картинка или популярная тема для рассуждений, а в первую очередь сложная система организации различных видов деятельности.

Этого понимания в республиках Северного Кавказа сейчас фактически нет — в отличие от советского периода, который даёт немало успешных образцов формирования национальных брендов. Для примера возьмем кубачинские ювелирные изделия — без преувеличения гордость Дагестана. Расцвет Кубачи пришёлся на 1960–1970-е годы, когда в этом селе был создан художественный комбинат, обеспечивший мастерам гарантированные заказы и сбыт их изделий. Тем самым ювелиры получили возможность заниматься только производством, совершенствуя своё мастерство и не думая о том, в каком объёме выпускать продукцию и как её продать, — эти вопросы взяло на себя государство. Кроме того, централизованная система заказа и сбыта позволила обеспечить контроль за качеством продукции — принципиальный момент для любого сильного бренда. Результаты не замедлили сказаться: кубачинские ювелирные изделия знала вся страна, а Кубачи стало одним из самых богатых сёл Дагестана.

Что мы имеем в Кубачи сегодня? После того, как художественный комбинат фактически развалился, мастерам вновь пришлось превратиться в кустарей-одиночек и заниматься отхожими промыслами — как это было до советского периода. Это означало, что каждый теперь должен был самостоятельно бороться за покупателя, а главное, размывались две важнейших составляющих бренда — централизованное продвижение и контроль качества. Похожая история произошла и с другим, не менее легендарным брендом Дагестана, когда по соседству с ГУП «Кизлярский коньячный завод» появилось несколько кустарных предприятий, разливающих некие спиртосодержащие жидкости под этикеткой «кизлярский коньяк». Сам завод, к счастью, сохранился и пока избежал приватизации, но при слове «Дагестан» в сознании среднестатистического россиянина сегодня, увы, возникает вовсе не образ благородных напитков из этой республики. 

Что нужно делать сегодня, чтобы от разговора о национальных брендах перейти к действиям? Прежде всего, необходимо определиться с приоритетами — какие именно бренды должны представлять регион? Ответ на этот вопрос легко получить с помощью того же интернет-голосования, но дальнейшая работа в конечном итоге упирается в создание механизмов поддержки продвижения конкретных марок. Первичная инфраструктура для этого есть — во многих регионах России существуют представительства Республики Дагестан, которые должны в том числе выполнять и функции товаропроводящих сетей, выступая в роли контактных площадок для предпринимателей. Здесь вполне можно использовать практику зарубежных стран в создании своих торговых представительств, а также более близкий опыт Краснодарского края, который сейчас формирует сеть своих торговых домов за рубежом — первые такие структуры уже появились в Абхазии и Белоруссии.

Впрочем, конкретные организационные формы и маркетинговые инструменты — это вопросы, которые могут решаться и на втором шаге. Принципиальный момент для того, чтобы дипломатия брендов на Северном Кавказе стала реальностью, заключается в организации в этой сфере прозрачного взаимодействия власти и бизнеса при посредничестве предпринимательских объединений, торгово-промышленных палат и других общественных структур. Без этого продвижение национальных брендов, способных сформировать новое, позитивное отношение в обществе к республикам Северного Кавказа, поставить качественную продукцию того же Дагестана в один ряд с товарной линейкой Германии или Франции, либо в очередной раз не пойдёт дальше разговоров, либо превратится в систему создания искусственных преференций конкретным компаниям. Избежать этого можно лишь путём создания площадок для открытого диалога государства и частного капитала. Одной из них вполне может стать Дагестанский экономический форум, в повестку которого настоятельно необходимо включить вопрос об информационной политике республики в самом широком смысле, включая среди прочего и дипломатию национальных брендов.         

 

 

Номер газеты