Проверка на честность

Около недели назад силами УГИБДД РФ по РД на улицах города была возобновлена операция «Таксист», главной целью которой обозначено выявление теневых работников служб такси, работающих на дорогах города без полагающегося разрешения. Минувшая неделя выявила множество нарушений.

Как пояснил ситуацию начальник отдела пропаганды УГИБДД РФ по РД Исамагомед Султанов, эти проверки не носят характера масштабной спецоперации с всесторонним анализом работы служб такси: «Мы работаем только по факту. Останавливаем таксистов, проверяем документы, разрешения, есть разрешение – едет дальше, нет – составляем протокол, налагаем административный штраф». Насколько эффективны данные меры и решают ли они реальные вопросы с теневыми таксистами, оценить не так сложно. Несмотря на проводимую сотрудниками ГИБДД работу, картина не выглядит оптимистичной. По имеющимся у Минтранса данным, в этом бизнесе сегодня задействованы более 15 тысяч автомобилей, лишь 3 670 владельцев которых (24,5%) имеют официальное разрешение на работу в фирмах такси. Министерство транспорта отмечает, что в столице республики зарегистрировано около 80 фирм, предоставляющих услуги такси, общей численностью 10 000 автомашин. 2 550 водителей имеют разрешение на извоз (25,5%), 800 из которых представляют только одну фирму – такси «Лидер». Не лучше ситуация и в других городах, к примеру, в Буйнакске из 1 000 работающих в службах водителей разрешение имеют только 15, а в Хасавюрте – 69. Ужесточение законодательства, регулярно затрагивающее водителей такси, большой эффективности не имеет, по той причине, что проверки до недавнего времени могли проводиться лишь раз в три года (п. 2 ст. 9 ФЗ-294 от 26. 12. 2008 г.). За это время сменяются сотни теневых таксистов, деятельность которых невозможно контролировать. Как прокомментировал вопрос представитель Минтранса Гамид Гадисов, на сегодня в отношении проверок транспорта действует поправка, позволяющая проводить проверочные рейды раз в год. Так как организация пассажирских перевозок (в том числе и такси) лежит на администрациях городов, то именно обращения Минтранса к муниципалам Гадисов считает наиболее эффективной мерой по решению проблем с теневой стороной перевозочного бизнеса. Однако реальный эффект эти обращения с просьбами проконтролировать деятельность фирм возымели только в Избербаше – там, благодаря своевременной реакции на запрос из Минтранса, ситуация выглядит наиболее прозрачной – из 400 таксистов (4 фирмы) разрешение уже имеют 350.

 

Плохиши на дорогах

 

В прошлом номере (см. ЧК №23 от 21.06.2013 г.), рассматривая проблемы, связанные с маршрутным транспортом, мы интересовались мнением председателя независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомеда Набиева о том, каковы методы улучшения ситуации с городскими маршрутками. Проблема с таксистами оказалась чуть более сложной: «Вынужден признать, что меры по пресечению действий теневых таксистов, которые принимает ГИБДД, крайне неэффективны. Да и невозможно силами одной структуры охватить такое количество людей, занимающихся, по сути, частным извозом. Практически неэффективны и ежегодные ужесточения законодательства – эти меры способствуют лишь усилению коррупционной составляющей в отношениях между водителями и структурами власти». Выявляя причину столь неохотного возвращения таксистов в русло прозрачной предпринимательской деятельности, Набиев отмечает высокие налоговые ставки, в особенности касающиеся отчислений в пенсионный фонд (свыше 30 000 рублей в год с таксиста), страховой взнос около 7 тысяч рублей, транспортный налог. Единственный выход из сложившейся ситуации водители видят в том, чтобы уйти в серую систему заработка. «Суровость наших законов компенсируется необязательностью их выполнения», – цитирует народную мудрость Набиев. Важно вернуть людей в правовое поле, привить им понимание необходимости работать по лицензии, платить налоги, предварительно, конечно, рассмотрев вопрос налоговых послаблений для предпринимателей. «Наличие данного вида транспорта в любом количестве в принципе не создаёт никаких проблем, но надо понимать, что такое обилие таксистов – следствие чудовищной безработицы, царящей в республике, и для многих людей использование их автомобилей для частного извоза едва ли не единственный способ заработать себе на хлеб»,– отмечает Набиев. К тому же существует высокая вероятность (как в случае и с маршрутчиками), что сокращение теневых таксистов снизит степень конкуренции, и зарегистрированные фирмы, услуги которых в среднем сегодня обходятся на 100 рублей дешевле, могут существенно поднять цену проезда.

 

Как у людей

 

В сложившейся с таксистами ситуации стоит отметить один немаловажный нюанс, который не учитывается в Дагестане. Метод кнута и пряника в нашем случае ограничивается только кнутом. Однако необходимость выработать систему бонусов для работающих прозрачно извозчиков назрела уже давно. Указанные нами налоговые послабления, о которых сравнительно недавно заявлял и президент страны Владимир Путин, – уже одна из существенных мер. Опыт главного города страны, где столичные власти несколько лет назад планировали сформировать официальный реестр городского такси и исходя из этого реестра формировать налоговые льготы, а также создать в черте города спецстоянки, на которых могли бы базироваться только легальные таксисты, неплохо бы перенять и нам. Одним из главных видов «пряника» для нелегалов-таксистов было бы снижение степени наказания, уровня штрафов за нарушение (которые, как правило, имеют прогрессивную шкалу) с целью общего снижения коррупционной составляющей на дорогах города. К тому же все понимают, что за большей частью служб такси, в которых работают нелегальные таксисты, стоят конкретные люди, помогающие им избежать большого налогового бремени за полцены. Логично, что правоохранители должны работать в первую очередь в направлении масштабных проверок самих служб такси и наказывать управляющие структуры, а не водителей-одиночек. С учётом того, что, по данным Минтранса, последняя глобальная проверка фирм проводилась в 2011 году и за это время так называемых служб такси стало только больше, становится понятно, что сегодня этой проблемой вплотную не занят никто. Так что пока о здоровой конкуренции среди легальных таксистов остаётся только мечтать.  

Номер газеты