Куда податься с пятаком

За чередой скандальных сообщений о ЕГЭ остались в стороне другие важные проблемы выпускников средних школ, ПТУ, техникумов. Какой путь им уготован в результате экзаменов, конкурсов документов, какие вузы и профессии им кажутся более предпочтительными и что их ждёт во время вузовской учёбы? Об этом можно судить по итогам распределения выпускников прошлых лет, а также заявлений представителей вузов.

Основные потоки

 

Итак, 9 классов (основное общее образование) в 2005-м году окончили 44 тыс. школьников, а через 2 года число выпускников 11 классов составило 31,6 тысяч (данные Дагстата), то есть 79% молодого поколения одного года рождения приобрели среднее общее образование. 20 лет назад их было не более 50%. В начале 90-х численность рождавшихся одногодков уменьшается в силу демографической ямы (второе эхо ВОВ), и поэтому в 2009 году 9 классов закончили 37,3 тыс. человек, а 11 (через 2 года, в 2011-м) – 24,6 тыс. выпускников, что составляет 66% от поколения, (см. рис.).

После 9 класса школьники могли поступить в бывшие профтехучилища, техникумы и другие средние специальные учебные заведения (ССУЗы). Но в них поступают как на базе 9, так и 11 классов образования, и в них сохраняется хотя и небольшой, но конкурс при поступлении, который в среднем колеблется в пределах 1,3–1,4 человека на 1 место. В основном студенты (примерно 90%) обучаются на очных отделениях. И большая часть за счёт бюджета, но около 20% студентов уже учатся и на платной основе. По России в целом считается, что рынку в первую очередь требуются высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена, но в Дагестане из-за относительно высокого уровня безработицы эта потребность не особо ощущается, и поэтому, по данным на 1 октября 2011 года, лишь 17% выпускников-бюджетников получили направления на работу.

 

ЕГЭ – вузовское сито

 

Большая же часть молодого поколения (около половины одногодков или 2/3 выпускников СОШ) поступают в различные вузы страны. В Дагестане их вместе с филиалами в 2011 году было 56, из которых 38 государственных и 18 – негосударственных. В том году принято 19,3 тыс. человек, из которых в государственные вузы поступило 17,5 тысяч, что составляет 90,7%. Из них студентами 1 курса дневных отделений стали 8,2 тысячи абитуриентов, а остальные 9,3 тыс. стали учиться на заочных отделениях. При этом в 2011 году дневные отделения государственных вузов на платной основе окончили 40% от общего числа, а 60% – на бюджетной основе. Что касается негосударственных вузов, то в последние годы они также стали получать бюджетные места, но их доля в Дагестане пока невелика. В негосударственные вузы в 2005 году поступило 3 тыс., а в 2011-м – лишь 1,8 тыс. Ещё одна часть молодёжи, может, наиболее перспективная, поступает в вузы за пределами Дагестана. По весьма примерным оценкам, число выезжающих на учёбу – от 2 до 3 тысяч ежегодно или 10% выпускников школ и ССУЗов Дагестана. Не все они успешно учатся, но тем не менее стараются получить образование и работу на новом месте.

Таким образом, в последние годы примерно каждый пятый девятиклассник идёт после школы в ПТУ или ССУЗы, а трое из четверых заканчивают среднюю школу или техникумы и колледжи. Из их числа, то есть примерно из 30 тысяч (сдававших ЕГЭ), в вузы поступает около 20–22 тысяч, а из них порядка 10–11 тысяч начинают учиться на очных отделениях в Дагестане и за его пределами. Примерно столько же поступает на заочные отделения вузов.

 

Баллы баллам рознь

 

Многое в судьбе выпускника решают набранные им на ЕГЭ баллы и конкурсы в те или иные вузы, а также на те или другие направления подготовки (специальности). Наибольшим вниманием пользуются места на дневных отделениях, финансируемые из федерального бюджета. Средний конкурс в вузы Дагестана в 2009–2010 годах составил около 2 человек на место, а в 2011-м – 2,3. На специальности врача, юриста, управленца конкурс доходил до 10. Тем не менее это намного меньше, чем в популярных вузах Москвы и Санкт-Петербурга, где среднее число заявлений – 10 на 1 место, а по отдельным направлениям подготовки бакалавров эта цифра достигает порядка 40–50. Впрочем, из-за того что один абитуриент может подать заявления в пять вузов и в каждом из них претендовать на три специальности или разные формы обучения, картина конкуренции смешивается, так как порой даже при большом числе заявлений бывает преобладание абитуриентов с низкими баллами ЕГЭ. Поэтому родителям лучше отслеживать не только то, с какими баллами люди попадают в заветное число зачисленных на бюджетные места в прошлые годы, но и за баллами поступающих в текущем году. Бюджетных мест в топовых вузах, увы, особенно по популярным специальностям, обычно весьма немного (5–10), а проходными, ещё и из-за льготников и победителей олимпиад, становятся те, у кого 270 баллов и выше. Например, такая ситуация сложилась на отделениях «востоковедение», «государственное и муниципальное управление», «журналистика» в МГУ и НИУ «Высшая школа экономики».

 

Вузы хорошие и не очень

 

Из опубликованных данных о приёме в вузы в 2011–2012 гг. следует, что самыми востребованными и престижными в России являются медицинские вузы, где для поступления на бюджетные места дневного отделения требуется средний балл 74 единицы (за три зачётных ЕГЭ 74*3 = 222 балла, а по отдельным специализациям – 270 и больше). На втором месте по рейтингу баллов поступающих находятся вузы социально-экономического профиля, где требовался средний балл в 71 единицу, на третьем – классические университеты с 65 баллами в среднем за один экзамен и т. д. В целом можно сказать, что во многие ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга и в большинство вузов средней категории можно смело отправлять документы по электронной почте и следить за информацией о ходе приёма документов, если у вас по трём нужным ЕГЭ больше 200 баллов, а на многие технические, педагогические, аграрные специальности может хватить и 130–150 баллов. Это последствие демографического спада во многих регионах России.

 

Дагестанский пасьянс

 

В дагестанских вузах в 2012 году абитуриенту, чтобы поступить на бюджетное место дневного отделения по специальности «здравоохранение» (ДГМА), нужно было в среднем 246 единиц, на юридический факультет ДГУ – 231, на ту же специальность в ДГПУ – 216, а филиал Южного федерального университета – 204.

Для того чтобы поступить на бакалавриат по направлению «экономика», в том же ДГУ требовалось 228 баллов, а по этой же специальности в ДГТУ было достаточно и 195 баллов в среднем. В других вузах на территории РД – ещё меньше. С 200–210 баллами можно было поступить в ДГУ или ДГТУ на направления «социальная работа», «менеджмент», «журналистика», «психология», «бизнес-информатика», «реклама и связи с общественностью». В других вузах и по другим специальностям требовалось меньше баллов. Тут надо оговорить, что я не исхожу из минимальных баллов поступивших, поскольку в их число попадают абитуриенты с так называемой второй волны зачисления, во время которой приёмные комиссии могут манипулировать ими, не сообщая вовремя о тех, кто забрал или принёс подлинники своих документов.

Но ситуация в 2013 году может несколько измениться, поскольку, как сообщил министр образования и науки РД Артур Далгатов на пресс-конференции 24 июня, по разным предметам в 2–3 раза увеличилось число выпускников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы. Точных цифр он не назвал, но, зная негативное отношение к 100-балльникам из Дагестана и близким к этому результатам, можно предполагать, что речь идёт о тех, у кого 70–90 баллов, то есть об имеющих хорошие шансы поступить на престижные специальности в Дагестане и в центральных вузах. Вопрос лишь в том, какие это будет иметь последствия? Министр также рассказал, что, с одной стороны, было намного больше людей привлечено к ответственности за нарушения на ЕГЭ и усилен контроль, а с другой – судя по масштабам нарушений, он фактически признал, что все меры оказались бесполезными. Некоторые эксперты считают, что это связано в том числе с тем, что учителя получают надбавки за высокие баллы своих учеников и по средним баллам оцениваются руководители регионов.

 

P. S. Наблюдая за организаторами ЕГЭ, в роли которых были рядовые учителя, пришло в голову только одно объяснение их корпоративной солидарности в вопросах допущения нарушений правил. Мне кажется, что это своего рода коллективная бессознательная месть педагогов за долгие 20 лет унизительной оплаты труда, мелочной опеки, невыполненных обещаний. Это и есть ответ общества на непродуманные и неуклюжие реформы в образовании. Теперь на это накладывается возможность директоров и ректоров начислять себе и близким запредельные зарплаты и премии, а учителей держать на минимальных выплатах. Это подтвердилось и после обнародования доходов ректоров государственных вузов, которые за 2012 год составляют в основном 3,5–4 млн рублей. А есть и рекордсмен в 75 млн рублей. Профессора и доценты могут это сопоставить со своими зарплатами.  

Номер газеты