[ ЖКХ не без проблем ]

В любом населённом пункте жилищно-коммунальное хозяйство — отрасль, которая работает круглосуточно, без перерывов на обед, выходных и праздников. Ни одна другая деятельность муниципалитетов не подвергается такой жёсткой и бескомпромиссной критике, как эта. Причина ясна — без привычных коммунальных услуг трудно представить комфортную жизнь современного человека.

В городе Кизилюрте 166 многоэтажных жилых домов, 7 200 квартир, 398 тысяч квадратных метров общей площади, в которых проживают 17 тысяч 500 жителей. Коммунальщики должны обеспечить бесперебойным холодным и горячим водоснабжением, теплом, светом, газом, дать возможность людям без проблем пользоваться лифтом, быть спокойными за вывоз бытовых отходов и канализационные стоки, за благоустройство дворов и подъездов. О качестве этих работ судить самим гражданам, а мы можем лишь рассказать о тех усилиях, которые предпринимают в руководстве города для того, чтобы горожане испытывали как можно меньше неудобств.

— С каждым годом содержать жилищно-коммунальное хозяйство города в полном порядке становится всё сложней, — говорит заместитель главы ГО «город Кизилюрт» Макагаджи Гаджимагомедович Идрисов. — Раньше решение проблем не вызывало столько трудностей, как в нынешнее время, поскольку при формировании города большая часть коммунальных услуг поставлялась крупными промышленными предприятиями, расположенными на его территории. Теплоэнергией город обеспечивали котельные завода фосфорных солей, завода «Полиграф», домостроительного комбината, водой и электричеством — расположенные в непосредственной близости Миатлинское водохранилище и ГЭС. Микрорайоны были закреплены как минимум за пятью предприятиями, в том числе «ЧиркейГЭСстроем», которые имели свои специализированные бригады ремонтников. Они обеспечивали практически безукоризненное снабжение, однако с 90-х годов всё начало меняться. Предприятия перестали функционировать, и, конечно, прекратили подачу тепла и горячей воды их ведомственные котельные. Город остался с котельной, мощности которой явно недостаточно для обеспечения потребностей кизилюртовцев.

— Тогда давайте поговорим о тепле и горячем водоснабжении в первую очередь.

— Сегодня, по расчётам, для обеспечения теплом жителей города необходима выработка тепловой энергии в 54 мВт. Городская котельная фактически может давать 20—22 мВт, то есть более чем в 2 раза меньше, чем требуется. Естественно, обеспечить население достаточным количеством и качеством горячей воды и отопления при любых обстоятельствах мы не в силах без привлечения каких-то альтернативных источников теплоснабжения. Понимая важность этой проблемы, мы, совместно с проектными институтами, лицензированными предприятиями, подготовившими для нас экономически обоснованные расчёты, разрабатывали различные варианты программ по исправлению ситуации, однако все они так и остались на бумаге, поскольку в бюджете города нет средств на их реализацию.

Городская котельная образца 70-х морально и физически устарела, нормативная замена теплоснабжения ни разу не производилась. При этом я не могу не отметить эффективную и грамотную работу её коллектива, начиная от сантехника и заканчивая руководителем, который даже в таких условиях делает всё, чтобы горожане не чувствовали перебоев в снабжении.

По разработанной нами программе по приведению всех коммунальных сетей города (кроме газовых сетей, которые не нуждаются в ремонте) в нормальное эксплуатационное состояние, потребуется 946 млн рублей. Мы прекрасно понимаем, что республика единовременно не может выделить нам такие средства. Есть предложения реализовать программу в течение 5—7 лет, по частям, но представьте, как это будет происходить. Через 7 лет та часть сетей, которая будет заложена в начале, станет нуждаться в ремонте и замене.

— Так вы можете никогда не вырваться из этого замкнутого круга, будете только этим ремонтом заниматься.

— Но мы рассматриваем и другие, более эффективные варианты. Например, переход на индивидуальное автономное отопление. Это будет намного лучше для самих горожан, которые смогут сами регулировать подачу тепла и воды, а платить они будут по фактически потреблённым воде, газу или свету. Другой вариант — установка мини-котельных в домах, но я лично не сторонник такого решения, поскольку для их обслуживания жильцам необходимо содержать добросовестного и порядочного специалиста, который будет следить за бесперебойной работой установки, устранять неисправности и аварии. Первый вариант гораздо предпочтительнее, хотя мы понимаем, конечно, что выложить сразу 35—60 тысяч не каждому по карману. Но это разовое вложение окупается довольно быстро.

— Наверное, лучше обстоит дело с водоснабжением, ведь у вас буквально в черте города находится крупное водохранилище?

— Конечно, на мой взгляд, водоснабжение у нас в городе имеет меньше всего проблем. Однако с ростом численности населения появляются проблемы очистных сооружений, работа которых нуждается в оптимизации и реконструкции. В принципе, вся очистка воды ограничивается её отстаиванием и хлорированием и уже давно не соответствует СанПиНам. Не применяются новые технологии, позволяющие сделать воду полностью безопасной для здоровья, но мы предпринимаем всё, чтобы люди получали чистую воду. Переоборудование этой системы, естественно, опять упирается в отсутствие финансов. Могу только сказать, что у нас нет таких вредящих экологии выбросов сточных вод в море, различные водоёмы, как в других городах, за этим мы строго следим.

Наш город расположен в непосредственной близости от электростанции, и ещё на заре его создания часть электрических кабелей была проложена под землёй. Эта сеть, как и надземная, сильно изношена и не всегда выдерживает возросших в несколько раз нагрузок. И в этой отрасли городского ЖКХ средств хватает лишь на проведение текущего и аварийного ремонта, но не на капитальную реконструкцию.

— Несмотря на то, что ваши коммунальщики предпринимают всё, чтобы население не испытывало неудобств, жалоб на их работу наверняка немало?

— А как им не быть, если мы вынуждены постоянно выкручиваться — или подавать горячую воду с температурой, соответствующей нормативам, и почти не отапливать, или наоборот. Мы стараемся не лишать горожан и того, и другого, пытаемся найти компромисс, но они не всегда это понимают. К тому же огромные долги по коммунальным платежам создают проблемы между нами и поставщиками услуг. На сегодня они, исключая долг за газ, составляют более 100 млн рублей. Люди не хотят платить за содержание мест общего пользования — подъездов, дворов, детских площадок. Говорят, что мы там ничего не делаем, а что мы можем делать без средств? В магазин без денег они не пойдут, а требовать от нас содержания дворов и поставки услуг почему-то считают нормальным.

Мы не требуем от граждан оплачивать непотреблённые услуги, тем более что в многоквартирных домах установлены приборы учёта, и мы точно знаем, сколько потребляет дом в целом. Однако если граждане какое-то время не проживали в своей квартире, они должны или уведомить коммунальщиков заранее или предоставить доказательства своего отсутствия. В то же время каждый абонент должен уметь защищать свои права от неправомерных действий, знать, за что и в каком объёме он должен платить. Очень выгодно для населения устанавливать счётчики, ведь, к примеру, норматив в 300 литров холодной воды в сутки редко кто потребляет, а платить приходится именно за него. А владельцы частных домов и огородов, наоборот, расходуют больше, а платят по тому же нормативу. Так же с газом и другими услугами. Мы стремимся навести порядок в городском ЖКХ, но главными союзниками в этом должны быть наши горожане.

Несомненно, даже при самой слаженной работе всех коммунальных служб в Кизилюрте остаётся масса нерешённых проблем. Самая важная — это отсутствие средств на капитальный ремонт изношенных сетей растущего города. И пока они не появятся, город, как это ни печально, будет латать старые дыры.

Продолжение следует...

 

Автор: Анна Гаджиева

Проект: Айшат Нурмагомедова

Номер газеты