Каспийский саммит: информация к размышлению для Дагестана

Дата 29 сентября 2014 года уже через несколько лет может войти в историю как день, когда были достигнуты принципиальные договоренности о появлении на карте нового регионального альянса пяти прикаспийских государств. Судя по заявлениям президентов России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана, прозвучавшим по итогам прошедшего в Астрахани IV Каспийского саммита, принципиальных преград для формирования такого альянса больше нет.

Но даже если он и не состоится в виде официальной межгосударственной структуры, то расширение взаимосвязей в Прикаспийском регионе будет только усиливаться. За последние 10 лет объём торговли между странами региона вырос более чем в 6 раз, а с вводом в эксплуатацию новых железнодорожных линий нашими южными соседями ожидается дальнейшее увеличение роста товарооборота.

А теперь — внимание, вопрос: какое место в этих процессах занимает Дагестан, которому, для справки, принадлежит наибольшая часть российского побережья Каспия? Правильный ответ: гораздо меньшее, чем он этого достоин. Пример соседней Астраханской области показывает, что в области развития сотрудничества с государствами Прикаспийского региона Дагестан в последние годы упустил немало возможностей, хотя наверстать упущенное ещё не поздно.

Надо полагать, что астраханский губернатор Александр Жилкин понимал, что идёт на серьёзный риск, объявляя Астрахань каспийской столицей России. По российским меркам Астраханская область — далеко не самый богатый регион, многие сферы жизни которого оставляют желать лучшего. Например, в небезызвестном рейтинге социального самочувствия российских регионов от Фонда развития гражданского общества Астраханская область занимает только 70-е место — Дагестан, для сравнения, на 38-м. А в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов «Эксперт РА» по параметру «криминальные риски» два региона стоят почти рядом: Астраханская область — на 74-м месте, а Дагестан — на 83-м.

Тем не менее, у астраханцев получилось: с тем, что Астрахань — это в самом деле каспийская столица России, после недавнего саммита уже не поспорить. Фактически это мероприятие — самое авторитетное в рамках взаимодействия государств Прикаспийского региона — стало для Астрахани итогом последних нескольких лет движения в сторону международной интеграции. Например, количество визитов в Астрахань глав соседних стран подсчитать уже довольно сложно — Нурсултан Назарбаев, Гурбангулы Бердымухамедов и Ильхам Алиев для Александра Жилкина давно стали почётными гостями. Международные мероприятия, работающие на имидж «каспийской столицы», здесь тоже стали регулярными.

А начиналось все с 450-летия Астрахани в 2008 году, когда руководству региона удалось получить серьёзное федеральное финансирование на проведение крупного празднования, в рамках которого была приведена практически в идеальный порядок центральная часть города, построена новая набережная и реставрирован астраханский Кремль. Вслед за этим в Астраханской области начал промышленную добычу нефти ЛУКОЙЛ, объявивший о планах инвестировать в месторождения Северного Каспия 150 млрд рублей. Еще одна небольшая, но важная деталь: был полностью реконструирован международный аэропорт, VIP-зал которого рассчитан на приём международных делегаций самого высокого уровня.

 

Дагестанская реальность.

Прямые аналогии с Дагестаном здесь напрашиваются сразу. Как известно, в следующем году в республике запланировано празднование 2000-летия Дербента — сможем ли мы воспользоваться этим поводом так, чтобы юбилей не стал разовой акцией? Недавно полпред президента в СКФО Сергей Меликов, посетив Дербент, сказал прямым текстом: «Нам бы очень хотелось, чтобы к юбилею Дербента было привлечено внимание многих людей, в том числе зарубежных партнёров. Это как раз и может привести к повышению инвестиционной заинтересованности, отмене ряда санкций, то есть в этом есть большое политическое значение». Будут ли услышаны эти слова? Вопрос риторический, особенно учитывая весьма скудное финансирование юбилея — 1,75 млрд рублей и близко не сопоставимы с бюджетом юбилея Астрахани, на который только из федеральной казны было выделено 11,5 миллиарда.

Можно вспомнить и о бесконечных разговорах про «колоссальные нефтегазовые ресурсы» дагестанского сектора Каспийского моря, которые ведутся уже много лет, а воз и ныне там — «уникальный потенциал» как лежал на дне морском, так и лежит. Правда, с аэропортом, к счастью, вопрос недавно сдвинулся с мёртвой точки, но несколько лет, которые он по всем известным причинам стоял на месте, тоже можно считать временем упущенных возможностей. Следующим логичным шагом для развития международного сотрудничества должно стать благоустройство Махачкалы — работу в этом направлении со стороны и. о. мэра Магомеда Сулейманова мы хорошо видим, хотя и здесь упущенные возможности на каждом шагу. Сколько времени уйдёт на приведение в порядок хотя бы центральной части города — вопрос, опять же, риторический.

Наконец — и это главное — для участия в интеграционных процессах в Прикаспийском регионе не нужно ждать особого приглашения: Дагестан сам должен предлагать свои возможности. Стать местом проведения очередного Каспийского саммита Махачкала вряд ли сможет — его, похоже, зарезервировала за собой Астрахань, но регулярно проводить у себя менее крупные межгосударственные встречи Дагестану вполне по силам, требуется лишь инициатива руководства республики. В конечном итоге такие мероприятия работают на повышение конкурентоспособности региона, которая и так невысока. И если Астраханская область, не относящаяся, повторим, к числу тех регионов, где инвесторы стоят в очереди, смогла разыграть каспийскую карту, то чем хуже Дагестан?      

 

 

 

 

Номер газеты