[ Будет поддержка — будет развитие! ]

Дагестанская земля — плодородная почва для развития сельского хозяйства. Это утверждение набирает вес от одного экономического форума к другому. Будущее, конечно, за агробизнесом. Но от слов уже давно пора перейти к делу. Тем более что люди согласны работать и поднимать республику. Высокогорные районы не испытывают недостатка ни в рабочей силе, ни в земле. Им просто нужно, чтобы государство обратило внимание на их проблемы и поддержало. Об этом мы сегодня и говорим с начальником отдела сельского хозяйства Рутульского района Абдулвагабом Эфендиевичем Ахмедовым.

— Абдулвагаб Эфендиевч, нынешний год для фермеров выдался крайне тяжёлым: это и аномальные морозы, и крайне засушливая весна. Такие проблемы коснулись и вашего района.

— Если в прошлом году мы могли гордиться хорошими показателями, а именно из 128 тысяч га земель, находящихся в распоряжении Рутульского района, 73 с тысячи небольшим — сельхозугодья (пашни — 3 557 га, сады — 185 га, сенокосы — 701 га и пастбища — 67 019 га), то в этом году из-за стихийных условий у многих наших аграриев опустились руки. Однако мы не унываем и делаем всё возможное, чтобы предотвратить последствия, связанные с непогодой. Единственная наша проблема на данный момент это слабое здоровье поголовья мелкорогатого скота и затруднения, связанные с его транспортировкой. Мы размещаем свои стада на зимовку в двух районах — Ногайском и Бабаюртовском, а также в Республике Калмыкия. В среднем при использовании железнодорожных путей перевозка овец с одной перегонной точки на другую составляет 3—4 дня, плюс пеший переход займёт порядка 15—20 дней. А вы представьте, как тяжело слабым овцам. Немногие из них доходят до пункта назначения.

— Это связано только со здоровьем?

— Конечно! Понимаете, отличительным качеством овец является их способность употреблять самые дешёвые корма. Из 800 видов растений, произрастающих на естественных пастбищах, овцы поедают более 400, тогда как крупный рогатый скот — 150, лошади — 90.

Овцы подвижны и выносливы, они могут делать большие переходы и питаться растительностью степных, пустынных и горных пастбищ. Благодаря подвижности и выносливости они способны к быстрой смене пастбищ. При этом овцы достаточно легко проникают к зелёным кормам, растущим на землях, выведенных из хозяйственного пользования, неудобьях, на склонах гор и холмов, которые из-за своей крутизны недоступны для других видов скота.

Но надо иметь в виду, что овцы очень плохо переносят повышенную влажность, сырые пастбища, сильную жару. Есть ещё один немаловажный факт — овцы при всей выносливости, отличном зрении, слухе и обонянии имеют весьма слабую нервную систему.

— Из ваших слов ясно, что мелкорогатый скот нужно перевозить как можно быстрее?

— Именно поэтому нами было принято решение в этом году транспортировать поголовье не привычным нам железнодорожным способом, а при помощи автотранспорта.

Судите сами: как я уже говорил, на перевозку скотины уходят порядка 3—4 дней, а на автомобиле до пункта отгона можно добраться в течение одного дня. Ввиду тяжелой ситуации в нынешнем году, которая исключает возможность длительной перевозки, мы совместно с главой района Давудом Амаевичем Сулеймановым решили предложить сельчанам беспрецедентное решение — перевозить скот именно на автомашинах. Мы обратились в Министерство сельского хозяйства с просьбой компенсировать часть наших расходов. К сожалению, пока ни о какой компенсации речь не идёт.

— И как эту новость восприняли у вас в районе?

— Наши фермеры люди практичные. Уже на 20 июня нами было перевезено свыше 30 тысяч мелкого рогатого скота. Мы подготовили соответствующую смету для Министерства сельского хозяйства, чтобы нам компенсировали часть расходов. По нашим подсчётам, перевозить овец на авто выгоднее, чем по железной дороге. В среднем на одну голову уходит около 120 рублей, тогда как при использовании автомобиля затраты составят 100—110 рублей. Разница небольшая, но если речь идёт о многотысячном стаде, она вполне ощутима.

— Тогда почему Министерство сельского хозяйства не возьмёт эту идею на вооружение?

— Сатмар Амиров, министр сельского хозяйства, принял такую идею на ура. Мы надеемся, что уже к осени проект вступит в силу. Такое предложение поддержал и президент республики.

— А как сейчас справляетесь с перевозками?

— Своими силами и за свой счёт. Государство выделяет на содержание одной овцы 105 рублей, тогда как перевозка обходится нам в 100 рублей. Прибыли нет. Я думаю, что, глядя на то, с каким энтузиазмом работают наши люди, руководство республики пойдёт нам навстречу.

— В Рутульском районе основательно занимаются животноводством?

— Выращивание скота — это то, чем мы в основном и занимаемся. Особенность района такая. На его территории находится большое количество КФХ, СПК, ЛПХ. Сейчас мы планируем создать один огромный колхоз, где будет сконцентрировано несколько хозяйств. Я думаю, это позволит нам поднять район на новый уровень. 

— Пород овец очень много. А какая пользуется наибольшей популярностью у вас в районе?

— В основном это лезгинская порода, которая отлично приспособлена к нашей местности. Она разводится в горных районах Дагестана и ряде районов Азербайджана и относится к мясо-шерстно-молочным овцам. Овцы такой породы небольшие. Бараны весят 60—65 кг, матки — 40—45 кг, ярки в годичном возрасте — 30—35 кг. Стригут овец два раза в год — в апреле и августе-сентябре. Настриг шерсти с баранов — 2,5—3,0 кг, с маток — 2,2—2,5 кг. Выход мытой шерсти — 60—65 %. Шерсть грубая, различных цветов (в основном белая), косичного строения, слегка волнистая, состоит из огрубленного пуха и большого количества переходного волоса. Сухие и мёртвые волокна встречаются как случайные. Шерсть лезгинских овец используется для изготовления ковров, выработки сукна и других изделий.

Наши овцы крепкие, выносливые, хорошо приспособлены к пастбищному содержанию в условиях гор.

— Фермерская работа у вас налажена, а как дела обстоят со сбытом продукции?

— Это одна из наших самых больших головных болей. Рынок сбыта абсолютно не налажен! На мой взгляд, это проблема не только Рутульского района, это проблема всего Дагестана. Производят одни, покупают другие, перепродают третьи… и получается, что простой сельский труженик абсолютно не видит прибыли. Сейчас мы свой товар поставляем в Москву.

— Получается, что эта продукция не востребована на местных прилавках?

— Просто нам нет места на дагестанском рынке. Несправедливо ведь, согласитесь? В других странах за экологически чистыми продуктами гоняются, как за хорошим драгметаллом. А у нас тут всё своё, подходящее для организма наших граждан.

— Ещё нужно учесть, что даже на местных рынках можно найти генно-модифицированные мясо и птицу…

— А врачи говорят о том, что никогда не знаешь, как поведёт себя ген в организме человека. Допустим, человек ест ту же баранину, которую «подсадили» на корм, в котором уже содержались ГМО-добавки. Человек будет потреблять уже заражённое мясо! Быть может, когда-нибудь у нас появятся свои ЭКО-рынки, и вопрос о сбыте продукции вообще стоять не будет!

— А глава района Давуд Сулейманов как-то идёт навстречу?

— Он болеет душой за свой район. Взять ту же ситуацию с автоперевозками. Мы с ним неоднократно бывали в Министерстве сельского хозяйства. Он понимает, что ответственность за район полностью в его руках, люди ждут от него действий и решений. Пока глава думает о своих сельчанах, им не о чем беспокоиться.

— О проблемах мы поговорили. Давайте теперь о положительных моментах…

— Как я уже говорил, год был скудным, однако 83% выращенного поголовья — это не такой плохой показатель. Хотя мы и рассчитывали на большее, но опять-таки зависим от погодных условий.

Сейчас наши фермеры заинтересованы в приросте поголовья. Как мелкорогатого, так и крупнорогатого. 

— То есть государство и Министерство сельского хозяйства поддерживают сельхозработников?

— Конечно! В селе только и остаётся, как заниматься сельским хозяйством. Поэтому государство просто обязано поддержать таких отчаянных людей.

— Почему отчаянных? Ведь говорят, что за агробизнесом наше будущее…

— Посмотрите на сёла Дагестана. С каждым годом мы сталкиваемся с проблемами оттока молодёжи в города республики. А тем более рутульская молодёжь, которая разбросана по всей России. У нас не хватает чабанов. Сейчас молодёжи это не интересно. Поэтому государство просто обязано вернуть нам нашу молодёжь! Но для этого нужно провести огромную работу. Сколько молодых специалистов оканчивает сельскохозяйственную академию, а потом идут работать совсем по другому профилю. Работы непочатый край, а поля и пашни пустуют…

— Но ведь сейчас приняты какие-то программы для поддержки молодых семей на селе. Вы успели воспользоваться ими?

— Я думаю, что выделяемые деньги должны распределяться равномерно. Чем больше молодых семей нам удастся привлечь, тем лучше. Хозяйства не должны пустовать. Мы уже начали участвовать в программах, которые организует Минсельхоз.

—А овощеводство у вас развито?

— В некоторых районах у нас успешно выращивают капусту. Но мы вновь и вновь упираемся в проблему сбыта. Весной мы видели, что у тех, кто выращивает капусту, осталось много неликвидов. Нам было бы значительно легче, если бы нашу продукцию принимал какой-нибудь консервный завод, ситуация изменилась бы к лучшему. Если вспомнить советские времена, то раньше мы могли отправлять свою продукцию и в Магарамкентский район, и Дербентский. Сейчас этого нет, и желания у людей развивать овощеводство и растениеводство тоже нет. А так, мы как обычно занимаемся посадкой зерна, заготовкой кормов. Но неурожайный год испортил все планы… Надеемся, что государство нас поддержит во всех начинаниях, и у людей появится желание возделывать землю.

— Многие районы сталкиваются с нехваткой поливной воды. Вам удалось избежать эту проблему?

— К сожалению, нет. Были периоды, когда и скотину поить нечем. Именно эта проблема тормозит всю нашу работу. У нас есть акведук для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из источников, расположенных выше. Большие трубы упали, поэтому до нашего района вода просто не поднимается. Из-за этого более 400 га наших озимых погибло. И сена заготовлено мало, а скот-то у нас есть, и его надо кормить!

— Если у вашего района будут всем условия для развития агробизнеса, то каким видом сельского хозяйства, помимо животноводческой отрасли, сможет заниматься район?

— Любым! Будет поддержка — будет развитие. Народ у нас трудолюбивый и способный на отдачу. Своими силами и при помощи государства мы сможем добиться больших высот!

 

Проект: Айшат Нурмагомедова

Номер газеты