[ Строим вертикаль… ]

...религиозную Дагестан ещё с постперестроечных времён не относится к наиболее развитым и спокойным федеральным регионам. Поэтому любой конфликт здесь может иметь в перспективе самые катастрофические последствия, даже для всей Российской Федерации. Тем паче что сегодня Страна гор живёт в частичном властном вакууме: канул в лету Госсовет, ему на смену пришёл президент. Поэтому каждый дагестанец, особенно облачённый определёнными административными ресурсами, прежде чем предпринять какие-то действия, сотни раз должен подумать о последствиях…

Шамхальский прорыв

В прошлом номере еженедельника в новостной колонке была затронута тема массовой потасовки в центральной мечети посёлка Шамхал. 23 марта в редакцию зашли шамхальцы, в той или иной мере сопричастные к этим событиям: имам местной центральной мечети Пайзулла Мирзамагомедов, прихожане Абдулхамид Гитинов, Ризван Абусупьянов и Магомедгаджи Магомедов.

Со слов гостей, обрисовалась следующая картина. Мирзамагомедов, 40 лет, отец пятерых детей, бывший ректор Кизилюртовского исламского университета имени Сайфулла-Кади, обладатель двух университетских (светского и религиозного) дипломов, занимает свой пост около 14 лет.

В соответствии с Уставом мечети должность имама является выборной сроком на 5 лет. Но ни разу Мирзамагомедову не дали отработать до конца свой срок спокойно, хотя каждый раз его выбирали единогласно и на безальтернативной основе. С 1994 года в посёлке формировалась «оппозиция» в лице бывшего имама Ильяса Пасихова и его единомышленников.

– Появление «оппозиции» лично я ничем не могу рационально объяснить. Если проблема заключается в ущемлённом достоинстве Пасихова, то никто не мешал и не мешает ему выставлять кандидатуру на пост имама: пусть джамаат выберет лучшего, тем более что я никогда и не держался за должность. Но он не делает этого. Избрана другая тактика: группа Пасихова распространяет по поселку клеветнические слухи, дескать, Мирзамагомедов симпатизирует «муташейхам» (неистинным шейхам), не слушается муфтия и даже является скрытым ваххабитом, хотя я являюсь мюридом шейха Арслан-Али, – рассказал Мирзамагомедов.

Естественно, в избытке появились «доброжелатели», доводившие эти и иные пересуды до руководства ДУМД. По инициативе той же «оппозиции» выборы имама в Шамхале проводятся не через 5 лет, как и предписано в Уставе мечети, а ежегодно. В последний раз имама избирали 10 февраля 2006 года. Из 600 присутствующих в мечети ни один не проголосовал против действующего духовного лидера.

Но после выборов по посёлку пошли уже другие слухи: «Скоро мы («оппозиция») просто выкинем из мечети Мирзамагомедова, а на его место поставим своего человека». Стала известна точная дата «переворота» – пятница, 17 марта. Для снижения накала страстей необходимо было что-то предпринять. В четверг Мирзамагомедов встретился с начальником службы криминальной милиции Кировского ГОВД Махачкалы Ахмедом Баталовым и начальником поселкового отделения Магомедом Сиражудиновым. Спустя день, утром, прошла беседа с главой Кировского района Махачкалы Ахмедом Нахаевым. И все эти люди дали гарантии, что они не допустят беспорядков в посёлке… Драка в мечети…

Настал пятничный день. Несколько взвинченные люди по-одному и группами собирались к мечети. По информации Абусупьянова, когда он подошёл к культовому зданию, кругом оказалось полно местных милиционеров и приезжих омоновцев. А непосредственно в здании мечети собрались сплошь нездешние, все спортивного телосложения и агрессивно настроенные. Среди них был замечен и олимпийский чемпион по боксу Гайдарбек Гайдарбеков с учениками. Незваных гостей было не меньше 200 человек. И только в трёх передних рядах пристроились 40 шамхальцев. В 11 часов 30 минут в мечеть зашли вооружённые «стражи порядка» в грязных сапогах. Они заняли все входы и выходы из мечети. Когда имам пробирался к месту проповеди, раздались крики: «Задержите его, пора начинать!» Шамхальцы встали на его защиту, завязалась драка, которая длилась около 10 минут.

Небольшие ушибы получили 8 человек; в дальнейшем помощь врача понадобилась одному: ему в Махачкале наложили несколько швов на область лба. Оставшиеся снаружи шамхальцы, услышав непонятные крики в мечети, хотели зайти вовнутрь, но их остановили омоновцы выстрелами в воздух. После потасовки работники правоохранительных органов попросили присутствующих покинуть мечеть.

– Выходим, а всех бородатых шамхальцев милиция сажает в автобусы; там случайно оказался и заезжий. Но его сразу отпустили, так как милиционерам приезжие сказали, что это их человек. В дальнейшем задержанных доставили в Кировский РОВД, сняли отпечатки пальцев, сделали фотографии и отпустили. В тот день мы не смогли совершить пятничную молитву. В течение 2-х последующих дней мечеть оказалась закрытой на замок. На 3-й день нам завезли человека со стороны и поставили имамом. Сменили и помощника имама. Говорят, это ставленники ДУМДа. Что им и милиции нужно от нас? Нарушили закон – действуйте, не нарушили – оставьте в покое. Нам как бы говорят: восставай, воюй с властью! Основная проблема в том, что кое-какие мусульмане считают других немусульманами, если они не являются мюридами именно их шейха, – закончил своё повествование Абусупьянов. …и последствия

– Потом начинается самое интересное. Основная масса шамхальцев мечеть уже не посещает. В эту пятницу она опять была заполнена приезжими. Моего брата Магомедова Курбана приглашают в поселковую милицию и спрашивают: «Почему не ходишь в мечеть?» Он отвечает: «Это моё личное дело. Я молюсь дома». «Нет, ты должен молиться только в мечети», – с угрозой говорят милиционеры. В Махачкале людей за посещение мечети берут на учёт, затаскивают по милициям, а здесь она же заставляют посещать мечеть. Шамхальский джамаат выбрал себе имама. Он нас вполне устраивает, если у кого-то есть обоснованные претензии к нему, то нужно их разрешать не как мафиози, а как мусульмане, хотя, честно говоря, мне непонятно, как могут вообще посторонние люди указывать, какой нам нужен духовный лидер, – дополняет шамхальскую эпопею Магомедов.

Характеризуя результаты нежданных кадровых перемен, гости редакции единодушны во мнении, что они ещё больше усугубили раскол в обществе. К назначенцам со стороны, естественно, многие относятся недоброжелательно; некоторые шамхальцы перестали ходить в мечеть, что, кроме прочего, означает ещё большую дискредитацию ислама в глазах обывателя. Уже в конце разговора имам мечети порекомендовал нам поездку в селение Комсомольское» Кизилюртовского района, так как на 24 марта здесь якобы намечена схожая «революция». Комсомольские страсти

Утром мы на электричке доехали до селения. После завершения пятничного намаза в переполненной центральной мечети, имамом в которой около 15 лет работает Джамалов Хусейн-афанди, состоялись многочисленные встречи с жителями и гостями Комсомольского. Хотя ничего экстраординарного 24 марта не произошло, селение живёт в явном тревожном предчувствии. Глава администрации Хварзат Шарипов всё время делал упор на привносимых извне факторах дестабилизации. Он отметил, что Джамалов имамом в селении работает около 13 лет. Это грамотный, высококультурный и обаятельный человек. И в течение всего периода пребывания на посту какие-то личности, идя на поводу у малочисленных местных склочников, пытаются его устранить, что усиливает конфронтационный потенциал в обществе. Дополнительным источником дестабилизации стала постройка ещё одной мечети в селении.

Ситуация в изложении главы администрации выглядит следующим образом:

– Мечеть незаконно построена без разрешения джамаата и администрации 3 года назад на землях конкретных лиц. Поставили туда своего имама – в мечеть из наших мало кто ходит. Мы вообще не знаем, чем они там занимаются, какую пропаганду проводят. Повесили на нашего имама ярлык ваххабита, на телевидении слова ему не дают, наверное, боятся показать собственную безграмотность. Не надо будоражить жителей села.

Более категоричен в утверждениях был председатель Совета мечетей и председатель Совета старейшин Комсомольского Ахмед Магомедов: «Людям, желающим сменить имама, я бы посоветовал вначале обратить внимание на реальные беды Дагестана, к примеру, на коррупцию во власти, проституцию, сауны, игорные дома и достойно реагировать на карикатуры на нашего Пророка (мир ему), порванный Священный Коран, издевательства над мусульманами».

По мнению самого Джамалова, напряжённость в обществе также привнесена извне. От него, в основном, требуют, чтобы он опирался на одну силу, а «здесь нельзя отдавать кому-то предпочтение, ибо в селении живут выходцы почти из 40 населённых пунктов республики, есть последователи нескольких шейхов и просто мусульмане. В чём только меня не обвиняют, но за каждое слово каждый будет держать ответ перед Всевышним, для меня же главное – покой в домах односельчан».

В таком же смысле высказывались и прочие посетители пятничной молитвы, в том числе и ректор Кизилюртовского Исламского института имени имама Шамиля Абдурахман Шамсудинов. Уже к концу разговора стало известно, что попытка «переворота» была предпринята в соседнем селении Стальское. Попытка неудачная, так как все прихожане единогласно встали на защиту своего имама Умарасхаба Алибекова. Контраргументация

В то же время, выслушав аргументы противной стороны, вырисовывается совсем иная картина. Вот только некоторые отрывки из эксклюзивного интервью с муфтием РД Ахмадхаджи Абдуллаевым, данного «ЧК» (интервью полностью будет опубликовано в ближайшем номере): «Шамхальский имам – большая проблема для жителей посёлка, так как из-за него джамаат давно разделился надвое. По одну сторону – он и его сторонники. Шамхальцы говорят, что все они ваххабиты. По другую сторону – другие жители. Люди не разговаривают друг с другом, в мечети периодически вспыхивают драки. Часть шамхальцев принципиально совершает пятничные молитвы в других населённых пунктах. Они не хотят молиться за Мирзамагомедовым. Это нехорошо. Мне самому 6 лет назад пришлось выехать в Шамхал из-за драки в мечети. Тогда джамаат и я попросили Мирзамагомедова не усугублять ситуацию и добровольно уйти с поста, но он не ушёл, хотя и дал обещание, что оставит должность. Тогда я ему сказал, что Всевышний всё равно заставит его оставить пост. Выбирает же его не весь джамаат, а только сторонники. Точно такие выборы прошли и 10 февраля этого года.

То что случилось 17 марта, это однозначно плохо: нельзя в мечети устраивать драки. Но ни я, ни один представитель муфтията не знали, что кто-то хочет поступить так. Если бы знали, то, конечно, не допустили бы этого. В случившемся, в основном, виноват Мирзамагомедов. Он мог бы давно поступить так, как поступил имам мечети на Сепараторном посёлке. Там тоже джамаат разделился - люди долго не разговаривали друг с другом. Представители муфтията подошли к имаму и попросили его ради стабилизации обстановки уйти. Он оставил свой пост, и сейчас имамом является Курамагомед Рамазанов, которым все довольны».

Со слов вновь назначенного помощника имама мечети Шамхала Мухаммад-хаджи Асхабалиева, немаловажной причиной снятия Мирзамагомедова со своего поста стали нарушения в финансовой сфере:

– Бывший мулла обращался в различные инстанции и к частным лицам с просьбой об оказании финансовой помощи мечети. Помощь ему вроде была оказана (собраны немалые деньги), а никакой работы по благоустройству мечети не сделано. Вид мечети больше похож на сарай, чем на дом Всевышнего… ]§[

Номер газеты