Открытие не для всех

В минувшее воскресенье в Магарамкентском районе в день его 70-летия состоялось открытие моста-рекордсмена. Его построили за два месяца на автодороге Новогапцах – Тагиркент – Ялама с подъездом к железнодорожной станции Самур. Объект прошёл и первое испытание на прочность многолюдной толпой. Собравшиеся жители ближайших сёл, несмотря на то что военные их не пускали, прорвались… но в первую очередь для того, чтобы рассказать о своих проблемах президенту РД Рамазану Абдулатипову.

Строительства моста здесь ждали много лет. Теперь он соединил разделённый на две части Магарамкентский район, а также открыл доступ четырём районам к железнодорожной станции Самур. Кроме того, население во время паводков было практически отрезано от основной части Дагестана – невозможно было проехать ни машинам пожарной части, ни скорой помощи. Старый мост представлял собой деревянное строение, на котором едва умещались проезжающий транспорт и пешеходы.

Стоит отметить, что в Дагестане 40–50 мостов, которые нужно менять. Например, сейчас один из опасных мостов в Цунтинском районе, хотя ему всего лишь 25 лет. Новый Самурский мост (длина – 265 метров, ширина – 11 метров), по словам и. о. директора Дагавтодора Загида Хучбарова, будет стоять 100 лет. При его строительстве применялись передовые технологии, иностранная техника, современные материалы и высококвалифицированные специалисты, которые построили как минимум 10 мостов. Благодаря этому подрядной организации «Дорстройотряд-99» удалось завершить работы за два месяца.

«Учитывая, что нормативный срок строительства данного объекта 19 месяцев, можно констатировать, что так быстро мосты в России ещё никто не строил, – заметил Хучбаров и продолжил экскурсию по объекту. – Чтобы скорость работ не сказалась на качестве, в проекте был заложен повышенный запас прочности железобетонных конструкций. Испытания проб бетона показали, что прочности марки 320 он достиг уже на третьи сутки. Мы пригласили сюда независимых экспертов из московской инспекции и определили, что на всех элементах марка бетона выше, чем проектная, на 20%».

О том, какие именно современные технологии были внедрены, рассказал начальник отдела строительства Дагавтодора Гаджимурад Гайдарбеков.

В первую очередь проектом предусмотрены буронабивные сваи. Раньше пришлось бы построить мощную опору около 1 000 кубов бетона и обратные стенки для насыпи полотна. Сейчас просто пробурили скважину, а на всю глубину закачали бетон, поставив сверху стойки. По его словам, это самая надёжная, несложная технология. Однако остаётся недоделанным подъезд к самому мосту.

«В следующем году, если выделят деньги, надо сделать дорогу от железнодорожного переезда до станции Самур (всего около 4 км). Но для того, чтобы полностью здесь завершить реконструкцию (около 10 км), необходимо 600 млн рублей. Однако в 2014 году такого финансирования точно не будет», – пояснил  начальник отдела строительства.

Ещё один фактор, повлиявший на скорость работ: все изделия, конструкции производились в Дагестане. Балки выпускали на базе завода в Тюбе, бетон – в селе Советском (Магарамкентский район), также в полевых условиях на месте стройки пришлось создать цех по переработке армокаркасов. Ориентировочная стоимость  Самурского моста – около 280–300 млн рублей, а его рентабельность составит 20%, уверяют в Дагавтодоре. 

 

«Не будет скважин –

не будет дорог»

 

Торжественная часть задерживалась, так как все ждали президента Дагестана Рамазана Абдулатипова. В ожидании приезда первого лица республики стояли у обочин дорог разных населённых пунктов школьники в белых рубашках с плакатами и шарами в руках, приветствуя каждую проезжающую машину. На самом объекте собралось не очень много местного населения, в основном работники Дагестанавтодора, Дорстройотряда. Но это было сначала…

Президент всё-таки приехал, а вместе с ним и делегация из официальных лиц: заместитель председателя Правительства РД Рамазан Джафаров, министр транспорта и дорожного хозяйства Ширухан Гаджимурадов, начальник Управления территориального развития и местного самоуправления Президента РД Артур Исрапилов.

Перерезав красную ленту, первым слово взял глава Магарамкентского района Фарид Ахмедов и выразил благодарность Абдулатипову за внимание к проблемам и нуждам района. А затем уже президент раскрыл, в чём они заключаются: «Теперь очень важно, чтобы этот мост не пустовал. Он будет работать тогда, когда активно будет работать экономика. Магарамкентский район может себя прокормить и ещё помочь Цунтинскому району. Но на сегодня себя не кормит, потому что годами наши районы не занимаются экономикой, годами не думали, как развиваться».

В это время с другой стороны моста надвигались сотни жителей из сёл Самур и Тагиркент, которые в буквальном смысле прорвали оборону бэтээров с военными. 

«Ущемляют наши гражданские права, военные не пускали нас к мосту. Мы что, убийцы, преступники? Почему с одной стороны всё открыто? Потому что есть за что бояться народа... У нас большие претензии – забирают нашу воду», – кричала женщина.

Жители села Тагиркент тоже пришли специально для того, чтобы рассказать Абдулатипову о своей проблеме. Но они не были услышаны. Дело в том, что они живут в домах, которые построили 10 лет назад. До сих пор там нет газа, хотя в соседних зданиях он есть. Кроме того, им за свой счёт пришлось несколько лет назад проводить свет.

«На нас никто не обращает внимания. Неоднократно обращались в администрацию района, села. Постоянно говорят, что будет газ. Но его нет, и по какой причине, нам тоже не отвечают. Хотели деньги сами собрать, но не все могут. И дороги  у нас в селе вообще нет», – рассказала Тамила Муртазалиева.

Под людской свист официальные лица продолжали говорить свои приветственные речи, а затем президент пошёл сквозь толпу, как будто там никого и не было.

Один из жителей села Самур успел-таки передать открытое письмо. Речь в нём шла о водопроводе, который строят с подачи руководства Дербентского района в бассейне реки Самур, то есть в непосредственной близости заповедного реликтового леса. (Об этой проблеме подробно «ЧК» писал в №38 от 4 октября 2013 года.)

«Руководство нашего района абсолютно игнорирует мнение народа. Очередной их ход, направленный против народа, заключается в помощи, которую они оказывают в проведении водопровода. Кроме документа, который говорит о нужде г. Дербента в питьевой воде, никакой другой документации на эти работы нет. По прогнозам специалистов, водозабор приведёт к высыханию родников Самурского леса. Кроме этого, высохнут колодцы местного населения, глубина которых в некоторых местах достигает более 20 метров. И при всех этих прогнозах они каким-то образом получают положительный ответ на проведение воды от Дагестангеомониторинга. У нас есть документы, выданные изначально этой же организацией, которые подтверждают возможный вред от строительства водопровода. Руководство района занято обиранием народа любыми методами, в том числе собирало деньги на 70-летие района с учительских и докторских зарплат. Выборы из года в год идут по заранее придуманному ими сценарию. Проходят только выгодные им люди, а они сами десятилетиями сидят в одном кресле», – говорится в обращении от жителей сёл Самур, Тагиркент, Хтун, Бильбиль, Приморск, Чах-Чах, Капир, Филя. Люди надеялись заручиться поддержкой президента в этом вопросе, но Абдулатипов многозначительно бросил в толпу: «Не будет скважин – не будет дорог». 

Номер газеты