[ Не быть оленем ]

Александр Геннадьевич Хлопонин – человек, безусловно, умный. Глупца не поставили бы во главе самого проблемного округа федерации. Понятно, что управленцу, который ранее не сталкивался с северокавказской спецификой, тяжело адаптироваться в регионе. Это как если бы директора цирка назначили руководить заповедником: вроде тоже работа с животными, только уже с дикими. И недрессированные волки всё время норовят съесть оленей.

В такой ситуации главное – самому не стать «волком» и сопротивляться, если из тебя пытаются сделать «оленя». Полпред президента должен обладать полнотой информации. Вопрос в том, кто и какой информацией его снабжает. Его источники в основном официальные структуры, однако ими одними Хлопонин не довольствуется. Его регулярные встречи с представителями независимых СМИ региона свидетельствуют о попытках полпреда собрать в голове полную картину происходящего. В вопросе ислама у полпреда такая картина ещё не вырисовалась.

На этой неделе Александр Хлопонин, отвечая на вопрос «Кавказского узла» о выезде молодёжи на учёбу в страны Востока, заявил: «Запретить людям выехать мы не можем. Но будем говорить им: если ты приехал из Саудовской Аравии, там отучился, прожил там 5 лет, ты проходишь курс адаптации, во время которого мы должны ещё раз объяснить ему, что такое светское государство. При этом ты не имеешь права ни преподавать, ни быть муфтием – это нельзя разрешать».

Странный Хлопонин. Это то же самое, что сказать: поезжайте учиться в Кэмбридж и Сорбонну, но на работу в государственные органы власти мы вас не возьмём. Или: зачем ездить в Мекку, если есть Шалбуздаг?

Хлопонин фактически предлагает, чтобы во главе мусульман Северного Кавказа стояли люди без надлежащего исламского образования – невежды. И если вариант, при котором президентом Дагестана может быть выпускник ДГУ, ещё приемлем, то мусульмане ведь не клерки, готовые подчиняться хоть фикусу, усаженному в кресло. Они непременно будут тянуться к тем, у кого есть глубокие знания шариата, а не к тем, кого власть хочет видеть лидерами мусульман. А запрет на обучение у истинных знатоков ислама приведёт к тому, что в Дагестане будут сохраняться две крайности: невежество, замешанное на заблуждениях, и крайний, воинствующий радикализм.

Номер газеты