За и против Васильева

На прошлой неделе секретариат ВПП «Единая Россия» завершил сбор заявок от непарламентских партий, представленных в Дагестане, по вопросу выдвижения ими кандидатур на пост главы республики. Законодательство, а также уставные нормы требуют от парламентских партий проводить подобные консультации с непарламентскими партиями, чтобы выяснить (хотя бы формально) палитру мнений различных политических сил, представленных в обществе.

Эту стадию консультаций парламентским партиям – «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР (один их депутат представляет Северо­Кавказский регион в Госдуме) – необходимо пройти, прежде чем они предложат администрации президента России (Сергею Кириенко) список из трёх кандидатов, для того чтобы в дальнейшем его можно было представить Владимиру Путину. В последующем, согласно процедуре, президент России, отобрав трёх кандидатов от партий, спускает список в регион (в данном случае – в Дагестан), где из представленных кандидатов депутаты Народного собрания избирают себе главу республики.

 

«Кто, если не он?»

 

Уже известно, что в числе основных кандидатов на пост главы Дагестана находится врио главы РД Владимир Васильев. Он сам неоднократно объявлял об этом публично, ссылаясь при этом на то, что его выдвижение – следствие большого кредита доверия к нему со стороны президента РФ и народов Дагестана. Среди других (возможных) кандидатов на эту должность в кулуарах Белого дома называли премьер­министра РД Артёма Здунова, хотя он ни разу в публичном пространстве о своих губернаторских амбициях не заявлял.

Оба кандидата – как реальный, так и потенциальный – варяги. Неучастие в этой гонке кандидата­дагестанца вызвало в околополитических кругах бурную дискуссию о причинах того, почему нет дагестанца в списке потенциальных глав, а также кто из коренных жителей республики сгодился бы на эту роль.

14 июля эту тему в публичную плоскость вынесло ДРО «Партия гражданской инициативы», чей лидер – Магомед (Цези) Магомедов, направив письмо на имя секретаря партии власти Андрея Турчака, предложил рассмотреть в качестве кандидатов на пост главы Дагестана следующие персоны: экс­президента РД Магомедсалама Магомедова, экс­премьер­министра РД Мухтара Меджидова, руководителя УФК по РД Сайгидгусейна Магомедова, члена Совета старейшин РД Сулаймана Уладиева и нынешнего премьера Артёма Здунова.

Обсуждение этих кандидатур, а также того, кого непарламентские партии и общественные объединения республики готовы видеть на посту главы Дагестана, помимо Владимира Васильева, продолжилось 17 июля в редакции газеты «Черновик», где при содействии PR­агентства «Медиафакт» прошёл круглый стол. В его работе приняли участие депутат Народного собрания Марат Асланов, представитель «Партии гражданской инициативы» Магомед (Цези) Магомедов, председатель Совета старейшин Махачкалы Омар Бегов, председатель совета ДРОО «Дагестан единый» Юсуп Юсупов, представитель «Партии пенсионеров в РД» Габибулла Багамаев, главный редактор газеты «Дагестанцы» Алисултан Газимагомедов и начальник юридического отдела ДГУ Магомед Магомедов.

Следует отметить, что дискуссия о том, кого бы непарламентские партии и общественность хотели видеть в качестве кандидатов на пост главы РД, проходила достаточно бурно и эмоционально и больше походила на голосование за или против того, чтобы данный пост занял Васильев.

Первым по вопросу высказался Магомед (Цези) Магомедов. Он, комментируя предложенный им список кандидатов, коротко охарактеризовал их.

«Подбирая кандидатуры, я в первую очередь опирался на их весомость, возможность конкуренции и хотел противопоставить «тяжеловесов» дагестанской политики. Мы понимаем, что если бы кандидатуры выбирал народ, то наша партия дала бы совершенно другие фамилии. Магомедсалама Магомедова поддерживаю, поскольку, когда он был главой Дагестана, я был и. о. главы Цунтинского района и знаю, как проходило финансирование муниципалитетов, как проходила реализация ФЦП, какие шли инвестиции и на каком уровне шли разговоры о консолидации общества. Я был тогда удивлён, что Магомедову удалось сделать какие­то шаги к процветанию Дагестана», – обосновал он свою позицию.

Меджидова он назвал человеком, имеющим своё мнение, технократом, менеджером, экономистом. «Уверен, что если его кандидатура пройдёт, то дагестанская экономика получит дополнительный стимул. Уладиева я включил, так как нам сегодня нужен такой совестливый человек, защищающий права и свободы граждан и который не боится говорить правду. Сайгидгусейн Магомедов – «тяжеловес», его Кремль всегда включает в списки кандидатов, и я думаю, это не просто так. Его ведомство (казначейство) не фигурировало в скандалах», – продолжил Магомедов.

«Меня многие спрашивали, почему Здунов, неужели не было дагестанца. Если президент принципиально ставит вопрос, чтобы у власти был не местный, а варяг, то я согласен», – поясняет Магомедов. Что касается выдвижения Васильева, то политик скептически относится к тому, чтобы регионом руководил генерал (Владимир Васильев с 2001 года генерал­полковник полиции – «ЧК»), и отметил, что ещё не видел положительного результата подобной практики.

Выступившие следом Бегов и Багамаев немного удивились, что в списке Магомедова нет Васильева, и заявили о своей однозначной поддержке в качестве главы Дагестана нынешнего врио главы республики. На данном этапе развития республики они альтернативы ему не видят.

Омар Бегов, председатель совета старейшин, который ввиду почтенного возраста был свидетелем не одной смены власти в республике, высказался строго за Владимира Васильева. «Я знаю его ещё с давних времён. Человек тактичный, скромный. Смотря на эту обстановку и зная многих кандидатов с обратной стороны медали, уверен, что именно Васильев должен продолжить работу в республике. За неделю Васильев добился для Дагестана 200 миллионов рублей на покупку томографов», – заявил Омар Бегов.

Представитель «Партии пенсионеров в РД» Габибулла Багамаев сообщил, что их партия обратилась в центральный совет партии, чтобы там предложили кандидатуру Васильева. Никаких других кандидатов партия не предложила.

«Мы предлагаем его не из­за всех этих громких силовых операций, арестов, а потому, что он политик федерального уровня, он может многое сделать для Дагестана. Пока Васильев находится у власти, все бюджетники получают зарплаты регулярно и без задержек», – говорит Багамаев.

С частью кандидатур, предложенных представителем «Партии гражданской инициативы», согласился экс­депутат НС РД от фракции КПРФ, начальник юридического отдела ДГУ Магомед Магомедов.

Он выступил против кандидатуры Васильева, но не в связи с его профилем, а из­за его происхождения. Магомедов убеждён, что управление регионом необходимо доверить именно дагестанцу.

«Я не такой известный человек, но даже я бы справился с этой должностью гораздо лучше Васильева! – неожиданно заявил он. – С чего вы взяли, что если Васильева не будет, то ничего не будет?» В своей речи он напомнил и то, что Владимир Васильев возглавлял фракцию «Единая Россия» в Госдуме, которая, по его мнению, является «виновницей всех наших бед».

«Я считаю, что то, что происходит у нас в Дагестане – это мелочь в сравнении с тем, что происходит в Кремле, но почему тех воров никто не сажает? Даже если сам Васильев честный, то почему те нечестные, которые его окружали, не наказаны? Главу республики вообще не должен выбирать незаконно сформированный парламент!» – заключил он, напомнив присутствующим, как скандально прошли выборы в сентябре 2016 года. Он же задал вопрос Багамаеву о том, почему «Партия пенсионеров» поддерживает представителя фракции («Единая Россия»), которая внесла в Думу законопроект пенсионной реформы (см. рубрику «Дела в Госдуме»«ЧК»). Багамаев не ответил.

Марат Асланов (слева) и Юсуп Юсупов (справа) считают, что местные руководители  себя дискредитировали

 

Ниже плинтуса…

 

Поддержал кандидатуру Васильева и главред газеты «Дагестанцы» Алисултан Газимагомедов. По его мнению, оптимальным вариантом выглядит кандидатура Васильева.

«Как только он пришёл к власти, в Дагестане всё успокоилось. Это говорит о том, что он знает ситуацию, имеет управленческий опыт», – сказал Газимагомедов. Однако он отрицательно высказался о назначении Артёма Здунова премьер­министром республики: «Мне непонятна позиция федерального центра, когда премьер­министром назначается Здунов. Мне кажется, эту должность должен занимать дагестанец, который знает ситуацию и сможет учитывать межнациональные противоречия, на которые Здунов и его команда не обращают внимания».

Председатель совета ДРОО «Дагестан единый» Юсуп Юсупов тоже недвусмысленно поддержал кандидатуру именно Васильева, считая, что его несомненным и неоспоримым плюсом можно считать незапятнанную репутацию. «Для Дагестана на сегодняшний день самый лучший вариант – это Васильев. Все мы знаем, Васильев, в первую очередь, не испачкан, он чистый и честный. Именно так о нём все отзываются. Пока мы сами подготовим кандидатуру, «вылечим» наше общество, пройдёт ещё много времени. Мы своё население уже опустили ниже плинтуса», – заявил он.

«Получается, что именно дагестанцам свойственна непорядочность, взяточничество? Так что ли получается?! Во всей России всё проводится так честно, а в Дагестане нет?!» – тут же возмутился экс­депутат НС РД Магомед Магомедов.

«А кто создал в Дагестане эту систему?! Кто создал рынок и базар из Махачкалы?! Это сделало наше (дагестанское) руководство!» – парировал Юсупов.

Не оставили без внимания и бывшего главу Дагестана Рамазана Абдулатипова:

«А что хорошего сделал для республики твой друг, дагестанец Абдулатипов?» – обратился к Магомедову Омар Бегов.

«Он не мой друг, я один из депутатов, который открыто голосовал против него», – отвечал тот.

Вступивший в обсуждение Юсупов заметил, что хоть у него лично были острые отношения с Абдулатиповым, но он не может не признать, что экс­глава Дагестана сделал очень многое для республики, в частности централизовал власть.

Депутат НС РД Марат Асланов, прежде чем начать своё выступление, попросил рассматривать его участие в круглом столе вне контекста партийной принадлежности (он состоит во фракции КПРФ).

«Пока наши соседи, друзья, братья, знакомые были у власти, мы с вами соглашались на многое. Мы понимаем, что кому­то от этого было комфортно. Последние 28 лет Дагестан был предоставлен самому себе, и Москве не было дела до него. В Дагестане не воюют, с оружием на Москву не ходят – значит, всё хорошо. У меня есть вопрос к выдвинутым Магомедовым кандидатам: где эти люди до сих пор были? Где их эффективность? Почему к нам, если они могут справиться, направляют генерал­губернатора? Я считаю, что республика сейчас на точке нуля. Сейчас у людей некая эйфория, которая при резкой смене власти всегда присутствует. Вспомните, так же было и с Абдулатиповым вначале, пока он был врио. Он тогда собирал мусорные пакеты и толкал громкие речи, больше ничего не делал. Никаких сломленных личностей не было», – заявил депутат.

«Но можно вспомнить арест экс­мэра Махачкалы Саида Амирова…» – заметил модератор встречи. «Думаю, там дело было в том, что Абдулатипов боялся править в том формате, когда Амиров – мэр города», – предположил Асланов. Он же убеждён, что все депутаты фракций, которые будут выбирать главу, зависимы и что они все – это одно целое. В качестве примера единодушия дагестанского парламента он привёл своё выступление в НС РД против законопроекта о добровольном изучении родных языков.

«Предвидя в тот день моё выступление против этого закона, передо мной отправили выступать депутата Госдумы Гаджимета Сафаралиева, дабы «нейтрализовать» мою речь», – предполагает молодой политик. Он считает, что генералу (Васильеву) и его команде необходимо дать возможность продолжить работу в Дагестане, и убеждён, что он эту работу попытается выполнить эффективно.

«У Васильева, я уверен, нет амбиций в Дагестане «застолбиться», иметь пару домов вдоль моря, как у наших людей. Ему в его возрасте самое важное – выполнить поставленную задачу, при этом не испачкаться и уйти на пенсию», – говорит Асланов.

В спор с ним, не выдержав, вступил Магомед (Цези) Магомедов: «Васильев, кроме того что пугает всех, что посадит, ничего не делает! «Налоги! Посажу! Налоги! Посажу!» – и больше ничего. Эти вопросы – задача силовых структур. Это тупиковый путь. Глава республики должен налаживать экономику в первую очередь. И почему вы считаете, что из трёх миллионов дагестанцев никого достойного не найдётся на эту должность? Почему федералы 20 лет закрывали глаза, брали деньги за должности? У них должна была быть готова стратегия, которая помогла бы провести все эти действия менее болезненно!»

Асланов парировал как мог, объясняя своё видение обстановки в республике: «Я не против того, чтобы главой региона стал дагестанец, но все те, кого сейчас предлагают, уже были у власти и имели возможность навести порядок, они себя дискредитировали. Чемоданные отношения были в период развала, они были и в Советском Союзе, когда подарки и прочие блага отправлялись «наверх». Но в нынешней ситуации, считаю, необходимо генерал­губернатору и его команде дать возможность также посмотреть, что из этого получится. У нас с вами нет другого варианта. Хочу сказать, что отправляют руководителей, на самом деле, не только к нам. Недавно, например, в Омск направили другого губернатора из Москвы, в Тюмень, Иркутск и т. д. Нам сверху этим показывают: вы такой же регион, как и все остальные, перестаньте себя отделять какой­то самоидентификацией, особенностью».

На вопрос о том, кто всё же должен оказаться сейчас у власти и на сколько лет, Асланов ответил: «Всё­таки в данной ситуации у власти должен быть варяг, так как нет альтернативы из Дагестана. И пробыть у власти он должен хотя бы одно поколение».

Напомним, что 9 сентября Народное собрание РД будет избирать главу Республики Дагестан из трёх кандидатов, представленных президентом России не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В данном случае – не позднее 19 августа. ]§[

Номер газеты