[ Партия сказала «надо»! МО ответят «есть!»? ]

Во вторник, 10 июля, прошло ровно два с половиной года, как действующий президент республики Магомедсалам Магомедов был утверждён в должности депутатами Народного собрания Дагестана. За это время в стране да и в Дагестане, произошло множество перемен. Владимир Путин сменил Дмитрия Медведева, поменялся состав правительства России, население потихоньку стало осознавать, что оно является обществом, а пальцы карающей руки государства (ФСБ, МВД, СКР, Прокуратура и суд) начали конфликтовать друг с другом, доказывая президенту страны, что только они хорошо выполняют свою работу…

Ещё одно серьёзное новшество, которое появилось за эти два с половиной года, – избираемость глав субъектов Российской Федерации. Основной «сюрприз» этого нововведения, как мы неоднократно писали, заключается в том, что в избирательный процесс включены не только общество, рядовые избиратели, но партии, муниципалитеты, а также вероятные члены Совета Федерации. Для Дагестана – сюрпризом может стать одно то, что республика в 2015 году впервые всенародно будет избирать политического лидера, способного предложить своим согражданам путь достойного развития…

Это в теории. На практике же, выборы главы республики имеют две принципиально отличающиеся модели своего развития. В этих моделях, о которых мы скажем чуть ниже, определяющую роль играют муниципалитеты и политические партии. От того, как себя поведут названные институты общества, зависит, будет ли тот или иной политик избран главой Дагестана. Понятно, что в этом треугольнике (кандидат в главы РД, партии и муниципалитеты) многое зависит и от самого кандидата в президенты, что он сможет предложить партиям, влиятельным муниципалам, лидерам финансово-политических группировок.

 

Модели развития

 

Мы сознательно не включаем в число влияющих на выборы институтов общество. К сожалению, в существующем избирательном законодательстве ему отведена роль статиста, который может прийти на избирательный участок и выбрать того, кого ему предложат указанные силы. Поддержать самостоятельную, выдвинувшуюся путём самовыдвижения и не завязанную на муниципалитетах и партиях фигуру обществу не позволено. Фактически это и закреплено принятым 28 июня практически единогласно депутатами НС РД законом «О выборах президента РД». Дагестанский закон о выборах устанавливает обязательный порядок выдвижения кандидатов в президенты РД от партий, «муниципальный фильтр» в 10% (количество подписей от общего числа депутатов гор-, райсобраний и/или глав МО, избранных населением, собранных в 2/3 муниципалитетов), хотя закон федеральный позволял оставить его и на уровне 5%, а также исключает возможность самовыдвижения кандидатов. При этом каких-либо логичных и понятных доводов, почему закон о выборах столь суров, обществу разъяснено не было.

Так как инициативы о 10%-м фильтре и исключении процедуры самовыдвижения были инициированы администрацией президента, то можно сделать вывод, что президент и его окружение, возможно, перестраховались и законодательно закрепили за собой механизмы, гарантирующие им более выгодные предвыборные условия, чем теоретически возможным соперникам.

Отметим, что президент Дагестана в качестве жеста доброй воли, мог бы проявить демократизм, снизив «муниципальный фильтр» до предлагаемых депутатами НС РД от фракции «Патриоты России» 7%, а также разрешив процедуру самовыдвижения кандидатов. Время у него есть. Ведь согласно ст. 70 Конституции РД, принятый НС РД закон в течение 7 дней направляется главе республики для подписания и обнародования. Последний в течение двух недель должен либо подписать и обнародовать закон, либо его отклонить. В случае отклонения, президент должен или мотивировать обоснования отклонения, или предложить депутатам изменения и дополнения в закон. (Депутаты имеют конституционное право настоять на своей редакции закона и принять его в том виде, каком его приняли, проголосовав за него двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Но такого прецедента в истории дагестанского парламентаризма ещё не было.)

Что это даёт президенту? Это показывает дагестанскому обществу, а также вероятным соперникам его уверенность в своей победе на всенародных выборах без применения административного или иного ресурса. На уровне же федеральном – проявление демократизма со стороны… кто бы мог подумать, руководителя одной из северокавказской республик! Республик, ассоциирующихся у многих московских «знатоков по Кавказу» с Афганистаном или иной другой авторитарной страной. Конечный продукт – уважение и авторитет в обществе. А этого заслужить любому представителю власти очень трудно!

Если же говорить конкретно о моделях развития ситуаций вокруг выборов, то они представляют собой следующее.

Первая модель. Выборы проходят в традиционном для Дагестана стиле, где есть один основной кандидат от партии власти, для выигрыша которого созданы все условия (законодательные, ресурсные, информационные и пр.) и один-два гуттаперчевых соперника от партий, позиционирующих себя как оппозиционные, но по факту таковыми не являющихся. В этой модели все кандидаты знают свои роли и находятся в сговоре между собой. У подставных кандидатов-«оппонентов» не будет проблем с прохождением «муниципального фильтра», а в качестве обязательной «нагрузки» (установленной ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации») в числе кандидатов в сенаторы будут идти какие-либо авторитетные, но отнюдь не претендующие на кресло члена Совета Федерации, политики. Понятно, что в такой модели результат уже известен и, если проводить аналогии, будет чем-то похож на выборы главы Махачкалы, где каждый оппонент говорит громкие речи, предлагает свои программы развития, но результат (причём в процентах!) каждого из них уже давно предопределён…

Вторая модель. Выборы проходят в жёсткой борьбе, в которой через своих кандидатов противоборствуют различные финансово-политические группировки. Здесь борьба начнётся далеко не в день выборов. Она стартанёт с выборов в муниципальных образованиях, с многочисленных консультаций и договоров, заключённых и расторгнутых союзов, которые будут осуществлять вероятные кандидаты в президенты Дагестана. Следующим шагом, где возникнут трудности, будет сбор подписей («муниципальный фильтр») в поддержку возможного главы РД, а также согласование кандидатур в сенаторы. При этой модели соперники будут использовать все имеющиеся у них ресурсы (политические, финансовые, административные, информационные), подключать силовые органы, причём не обязательно те, что имеют дагестанскую прописку. (Случай с обысками в администрации Ахтынского района лишнее тому подтверждение.)

Исходя из этих моделей, видно, что любой кандидат в главы Дагестана должен тесно взаимодействовать с политическими партиями и муниципалитетами.

 

Партии

 

На сегодняшний день в Народном собрании РД нет ни одной фракции, которая бы по серьёзным, концептуальным вопросам имела бы своё мнение. Одним из сотен примеров здесь является принятие Закона «О выборах Президента РД». Фракции, которые официально находятся в оппозиции к партии власти, все как один поддержали этот закон, несмотря на то, что его нынешняя редакция обрубает им все, даже потенциальные, возможности выдвигать своего кандидата в главы Дагестана. Странными в глазах общества выглядели позиции таких фракций как «Патриоты России», инициировавших снижение «муниципального фильтра» от 10% до 7% или же фракции КПРФ, которая, немного повозмущавшись, всё же отдала свои голоса фактически в поддержку партии власти. Действия фракции «справедливых» в НС РД, которая всегда была союзником «Единой России», не требуют объяснения…

Заметим, что на сегодняшний день существующий «муниципальный фильтр» ни одна партия, кроме «Единой России», практически не способна пройти. Для преодоления фильтра партии должны приложить колоссальные усилия, соразмерные прилагаемым усилиям с выборами глав муниципалитетов. Изменить данный расклад оппозиционные «Единой России» партии смогут или на выборах во многих муниципалитетах, которые пройдут к 2015 году, или же заставив членов партии в различных МО соблюдать партийную дисциплину и поддерживать ИХ кандидата, а не того, кого хотелось бы.

Кстати, «соблюдение партийной дисциплины» требует от «справедливых» их новый, хотя и не вступивший в полной мере в свои полномочия, лидер Гаджимурад Омаров.

В прошлом номере («ЧК» №26 от 06.07.2012 г. «Президент у черты») мы уже рассказывали о ситуации, сложившейся внутри дагестанского отделения партии «Справедливая Россия». На Координационном совете, который 4 июля провёл Омаров, из рядов «справедливых» за несоблюдение партийной дисциплины были исключены депутаты от «справедливых» в НС РД Камил Давдиев и Мурад Гаджиев. Однако вступление решения в силу под вопросом.

Как сообщил редакции «ЧК» начальник управления Минюста РФ по РД Абдурахман Гусейнаев, основным документом, позволяющим отделению партии принимать какие-либо решения, является свидетельство о внесении изменений в уставные документы, т. е. подтверждающим, что председателем отделения «справедливых» стал Гаджимурад Омаров. «Я данное свидетельство Омарову ещё не выдал. Есть определение Кировского суда Махачкалы о запрете регистрации изменений до того, как будет вынесено решение. Зарегистрировать партийные изменения я смогу только после решения суда», – подчеркнул Гусейнаев. А внесение же изменений в Единый госреестр юридических лиц (который ведёт УФНС) на основании решения о госрегистрации, принятого 18 июня 2012 г. – это только один из этапов регистрационной процедуры.

Сам Омаров, комментируя действия УМЮ РФ по РД, называет их незаконными и заявляет, что обратился в прокуратуру РД с требованием проверить законность действий регистрирующего органа. «У нас есть Распоряжение УМЮ РФ по РД №346 от 18 июня 2012 г., где за подписью Гусейнаева указывается, что ранее выданное свидетельство о регистрации дагестанского отделения партии аннулируется, а я, как председатель совета ДРО, имею право действовать от имени «Справедливой России». Кроме того, почему иски этими депутатами подаются в Кировский суд? По закону они должны их подавать по месту Центрального совета партии – в Москву...», – говорит Омаров.

В общем, как и прогнозировал «Черновик», вопрос о том – потеряют свои мандаты депутаты НС РД или нет – затянется. Процедуры рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, а также в аппарате НС РД сильно скажутся на регистрационных сроках. Пока же в дагестанском отделении партии «Справедливая Россия» официально царит двоевластие. Партия разделена между депутатом НС РД, директором ГУ «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиевым и политиком и бизнесменом Гаджимурадом Омаровым. Но такое двоевластие рано или поздно закончится. Так, московский (центральный) офис «Справедливой России» уже исключил из партии Муртузалиева (решение Бюро Президиума ЦС ПП «Справедливая Россия» №229 БПР от 8 июня 2012 г.), что ставит под вопрос сохранение им депутатских полномочий. А пока Москва опирается на Омарова, как человека, гарантирующего лидеру всей партии Сергею Миронову отстаивание интересов «справедливых» в Дагестане.

 

Муниципалы

 

Глав МО, вне зависимости от того, какой город или район возглавляют, можно ранжировать по степени влияния на пять категорий.

Первая категория – главы, которые не имеют самостоятельного влияния на МО, и являют собой продолжение политики других, более влиятельных дагестанских политиков. Вторая категория – главы, которые не имеют должного влияния в муниципалитете. Эта категория глав МО представлена муниципалами, которые, сами по себе являются самостоятельными в своём городе/районе, не распространяют своё влияние за пределы МО, но, вследствие неэффективного управления и наличия серьёзной конкуренции, не способны в полной мере управлять муниципальным образованием. Третья категория – это самостоятельный глава, влияющий в полной мере на жизнь МО и не распространяющий своё влияние за его границы. Четвёртая категория – влиятельный глава, распространяющий влияние за пределы своего МО, но не далее, чем на одно-два муниципальных образования. Пятая категория – очень влиятельный глава, распространяющий своё влияние на несколько муниципальных образований, опирающийся на поддержку самостоятельных и влиятельных глав МО.

О том, кто к какой категории относится и к какому из политических центров сил близок, мы попытаемся рассказать в одном из ближайших номеров. Там же мы попытаемся дать критерии, по которым можно оценить влиятельность того или иного главы МО. Пока же отметим, что отношения между основной массой глав МО и влиятельными политиками и лидерами финансово-политических группировок зачастую напоминают отношения вассалов и сюзерена (см. рассуждения колумнистов на эту тему на 4 стр. – «ЧК»).

 

P. S. В конце отметим, что на предвыборные настроения к 2015 году будет влиять множество факторов. Помимо партий и глав МО, самым основным из них является «настроение общества»: его социально-экономическое состояние, платежеспособность, чувство безопасности, причём не только от террористического подполья, но и от самих правоохранительных структур, отдельных его членов, нарушающих закон. Относительно большое число избирателей может выпасть из избирательной процедуры из-за религиозных причин, отношения к республике и стране в целом, как к системе, где царит несправедливость. В качестве примера таких (по сути, нигилистических) настроений можно рассматривать результаты опроса, проведённого на сайте нашей газеты chernovik.net, где читателям был задан вопрос: «Как вы считаете, должны ли дагестанцы(ки) вставать при исполнении Гимна России?». Мнения около тысячи читателей «Черновика» разделились почти пополам (см. диаграмму). А это серьёзный, тревожный сигнал властям…  


 

Диаграмма.

Результаты голосования по вопросу – «Должны ли дагестанцы (ки) вставать при исполнении Гимна России?»

 

Номер газеты