[ Осторожный диалог ]

Именно так можно назвать прошедшую в среду, 30 ноября, в пресс-конференц-зале газеты «Новое дело» встречу с муфтием Саратовской области и руководителем Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддасом Бибарсовым. Осторожность диалога заключалась в том, что духовное лицо Поволжья, отвечая на вопросы, посвящённые его видению проблем Дагестана, тщательно выбирало слова и выражения, напоминая присутствующим, что он «здесь гость». Прибывший вместе с ним руководитель Независимого исламского информационного канала «Ислам.ru» Марат Сайфутдинов (по окончании встречи) высказался более конкретно: «Ситуация в республике у вас очень сложная. Чувствуется напряжение в обществе. Мы опасаемся, что одно неправильное слово с нашей стороны может привести к фитна (конфликту – прим. ред.)». Говоря же о целях своего визита в Дагестан, Мукаддас Бибарсов сообщил, что он прибыл в республику не только для встречи с местными духовными лидерами, такими как муфтий Дагестана Ахмадхаджи Абдуллаев, шейх Саид-Афанди Чиркеевский, Арсланали-Эфенди из Буйнакска, но и чтобы лучше узнать нас, наладить связи, организовать обмен мнениями. «Умма России сильно разобщена. Этому есть определённые причины: идут большие миграционные потоки – люди перемещаются, поэтому нам такие связи просто необходимы», – сообщил Бибарсов. На вопрос, о том, является ли наличие салафитских (или, как мы привыкли их называть, – ваххабитских) общин такой же проблемой для Поволжья, как для Дагестана, муфтий ответил так: «Эта проблема у нас была в начале 90-х годов. Особого влияния на ситуацию в Поволжье салафитские общины не оказывают и, на мой взгляд, носят больше локальный характер». И далее, развивая эту тему: «Проблема в том, что вопрос ваххабизма перешёл из теологии в политику. Многие духовные лидеры используют термин «ваххабит» в своих конъюнктурных целях. Идут взаимные обвинения в ваххабизме, и никто не вникает в сам смысл этого понятия, автоматически подразумевая под ним терроризм, экстремизм и т. п.».

Оценить же ситуацию в республике, муфтий Бибарсов, как показалось, так и не решился. Он в очередной раз напомнил присутствующим, что является гостем и поэтому ограничился общей формулировкой ситуации, говоря о необходимости консолидации мусульман и о силах, влияющих на их разобщение по всему миру.

Обсуждая взаимоотношения ислама и власти, присутствующие затронули и тематику культурного блока, в частности таких полярных её представителей, как Бориса Моисеева и группу «Райхан».

И если нежелание наших властей видеть певца «голубых кровей» в Дагестане ещё можно было объяснить нашим традиционным, чисто мужских характером, то подозрения в адрес четырех малазийских певцов вызвали недоумение у всех присутствующих.

Говоря о малазийской группе «Райхан», исполняющей исламские музыкальные произведения, и их приключениях в Дагестане (а особенно в Дербенте, где они были задержаны милицией на два часа, мотивировавшей тем, что среди них если личность, похожая на Усаму Бен-Ладена), было сообщено, что она (группа) готовит фильм о России и нашей республике. Благо для этого вместе с «Райханом» «дагестанское гостеприимство» в Дербентском ГОВД делило и два оператора центрального телевидения Малайзии.

Мукаддас Бибарсов, комментируя выше сказанное, заметил: «У нас «Райхану» выделили большой зал, дали им милицейский эскорт для сопровождения, чтобы их в дороге никто не останавливал… И вообще, всем нам нужно прийти к культуре. Нужно использовать для этого исламскую культуру. Даже местные салафиты, посетив концерт «Райхан», стали во многом менять своё мнение…»

Окончив обсуждать «культурный блок», муфтию Поволжья был задан вопрос о том, есть ли на сегодняшний день в России давление на ислам. Этот вопрос сильно озадачил Бибарсова, так что в зале для пресс-конференций повисла тяжёлая пауза, которая затянулась настолько, что некоторыми присутствующими было высказано мнение о некорректности вопроса. Однако муфтий пожелал на него ответить: «Давления нет… Это скорее отдельные попытки сделать мусульман ручными. Теми, советскими мусульманами, которые пили водку, ели свинину и в тоже время называли себя мусульманами». На уточнение, не являются ли эти попытки сделать мусульман ручными следствием какого-либо конфликта между православием и исламом, последовал категорически отрицательный ответ. Мукаддас Бибарсов, отвечая на этот вопрос, высказался в том духе, что здесь больше внутренних проблем.

Внутренние проблемы были налицо и в зале для «прессухи», где столкнулись в мнениях два представителя мусульманской уммы Дагестана: представитель ДУМД и редактор одной из исламских газет. Представитель ДУМД сетовал на то, что ваххабитов уже стали называть салафитами, а редактор исламской газеты говорил о том, что ранее он писал о некоторых финансовых злоупотреблениях в ДУМД и Центральной Джума-мечети Махачкалы. Естественно, спор был не только по этим, но и другим, уже узко теологическим вопросам, причём, редактор исламской газеты апеллировал для их разрешения почему-то к приволжскому муфтию.

Бибарсов, видя эти процессы в зале, выступил не только в качестве гостя, но и миротворца, попросив не обострять обстановку и добавил: «Я поражаюсь, когда в Дагестане многие дагестанцы не могут найти авторитетных людей, чтобы обсудить эти проблемы. Мы приезжаем к вам сюда, чтобы искать тарикат, суфизм…».

Руководитель «Ислам.ru» Марат Сайфутдинов, отвечая на вопрос о качестве дагестанских СМИ, освещающих исламскую тематику, выразился в том духе, что «они стали чуть лучше… Ну, как они будут лучше, если вы не идёте в них работать? И, кроме того, я здесь не совсем согласен с Мукаддасом Бибарсовым, что на ислам не оказывается давление. Есть давление. И почему же вы (имеется в виду СМИ )не говорите о проблемах сионизма, о том, что США это террорист №1? О том, что есть внешние причины, разрушающие мусульманскую умму?.. ». Несмотря на столь радикальные высказывания Сайфутдинов так и не смог ответить на вопрос, каким образом мировой сионизм влияет на обстановку, к примеру, в Поволжье…На пресс-конференции были затронуты и иные вопросы, к примеру, необходимо ли модернизировать ислам, существует ли в Поволжье такое понятие, как литература ваххабитского толка и, вообще, подвергается ли цензурированию со стороны власти или Духовного управления Поволжья исламская литература?

Мукаддас Бибарсов, говоря о проблеме модернизации ислама, сообщил, что у них было много круглых столов по обсуждению этого вопроса. «Это очень сложный богословский вопрос. Причём, не моего уровня. Многие богословы из Кувейта, других арабских стран не могли прийти к единому мнению… А насчёт такого понятия, как «литература ваххабитского» толка, то этого у нас нет». ]§[

Номер газеты