[ «Не надо делать себе врагов!» ]

"ЧК" от 15 сентября 2006 года опубликовал статьи "Жёны за мужей" и "Жажда следствия". В первом материале речь шла о печально знаменитой спецоперации по улице Харьковская, 37, в результате которой был не только убит широко известный в республике деятель культуры Зубаил Хиясов, но и арестованы Аида Газалиева (дочь убитого), Айша Игидова и Айшат Макашарипова.

Их поместили в ИВС УВД МВД РД, а для получения признательных показаний работниками Кировского РОВД столицы Дагестана применялись явно незаконные методы воздействия на женщин. Такова была версия адвокатов задержанных Сергея Квасова и Азиза Курбанова, вынесенная на информационное пространство журналистами "ЧК".

Вторая статья повествовала о злоключениях жителя Сулейман-Стальского района Раджаба Раджабова и его сына Рустама. Старший Раджабов утверждал, что случившееся имеет денежную подоплёку: мол, начальник местного РОВД Эседулах Эседулаев и старший следователь Садулах Герейханов требовали за закрытие уголовного дела, заведённого на его невиновного отпрыска, взятку в размере 70 тысяч рублей.

Помня специфику прошлых взаимоотношений еженедельника и власти, редакция и не ожидала откликов со стороны стражей порядка на опуб-ликованные материалы. Но не тут-то было.

30 октября коллектив "ЧК" буквально впал в шоковое состояние, когда впервые за свою недолгую историю получил сразу 6 официальных писем с весьма оригинальным содержанием. Неперсонифицированная пресс-служба МВД РД в лице некоего "Отдела информации и общественных связей МВД Дагестана" через вводное послание "Изучите элементарные основы журналистики" сочла необходимым проведение варианта ликбеза для журналистов "ЧК", не забывая по ходу урока регулярно лягать нелюбимое печатное издание. Притом эпистолярный стиль совокупного труда поистине уникален: малодостойная офицеров МВД безграмотная эклектическая демагогия вкупе с бульварной руганью и эпохальными псевдонаучными открытиями типа "истории и другим гуманитарным наукам можно обучить даже обезьяну" (слог и правописание всех документов полностью сохранены).

В свою очередь, заместитель начальника Кировского РОВД Махачкалы по кадровой работе, подполковник милиции Магомедхан Магомедханов и старший следователь прокуратуры Кировского района Омар Исаев, который ныне и ведёт уголовные дела Газалиевой, Игидовой и Макашариповой, с ходу отмели все претензии в свой адрес, а вышестоящей инстанции в лице "Зам. Министра начальника Штаба полковника милиции Газимагомедова М.Г." бодро отрапортовали, что "Изложенные в статье факты никакими документами, свидетелями, очевидцами и другими доказательствами не подтверждены и носит клеветнический характер с целью очернить перед народом правоохранительные органы".

Герейханов же высказался в смысле, что статья в "ЧК" - гнусная провокация, попытка очернить уже его светлое имя.

Стражи порядка усердно бьют челом на "обидчиков" и прокурору РД Игорю Ткачёву. В поведении милиционеров нет ничего особенного, ибо круговая порука и корпоративные интересы, к сожалению, стали принципами работы МВД РД и заодно основными препятствиями на пути самоочищения силовиков. Удивительными были бы откровения обратного характера. Проблема в другом. Вот уже который год в Дагестане общество и правоохранительные органы (впрочем, как и всё сановничество) живут в двух параллельных плоскостях: парадно-лубочном, где, в частности, неподкупная и доблестная милиция крепко стоит на страже законов и интересов простых граждан, и изнаночно-бытовом, где картина не столь уж и радужная. Игры в открытую

Помнится, что несколько героев романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" на сеансе магии Воланда упорно настаивали на "разоблачении техники фокусов". Каким конфузом это кончилось для разоблачителей, поклонники классика прекрасно знают. "Отдел информации и общественных связей" нас тоже призывает к "сеансам разоблачения" ("открытым играм"), будто мы до сей поры держали камень за пазухой или имели и имеем отношение к каким-то грязным махинациям. Что ж, считайте призыв услышанным. Только давайте будем честными до конца. Главный милиционер республики может сколь угодно долго декларировать, что "доверие дагестанцев к "людям в погонах" не утрачено; что в структурах имеются лишь отдельные несознательные элементы, своим поведением дискредитирующие "высокое звание защитника Отечества и защитника правопорядка"; что тень на плетень наводят "единичные СМИ"; что в недрах "МВД создано и функционирует специализированное подразделение - Управление собственной безопасности, которое занимается выявлением преступлений, совершённых сотрудниками" и т. д., но ведь есть реальная жизнь.

Имеется элементарная статистика, согласно которой работу блюстителей правопорядка оценивают неудовлетворительно подавляющее большинство респондентов (известный в узких кругах соцопрос, подготовленный для полпреда в ЮФО Дмитрия Козака). Есть чёткая кадровая политика ("свой-чужой", "отжимается - не отжимается") в самом министерстве, при которой лучших, таких как Омар Тупалиев (Хасавюртовский ГОВД), Шамиль Каримулаев (Хунзахский РОВД), Абдурашид Бибулатов (Дахадаевский РОВД) и многих других снимают с должности по причине личной "непреданности". Наличес-твуют неоднократные выступления президента РД Муху Алиева с жёсткой критикой милиции. Именно он нынешним летом на пресс-конференции для главных редакторов и журналистов республиканских СМИ открыто объявил о необходимости "начать очищение правоохранительных органов. В Дагестане все знают, сколько надо дать, чтобы устроиться, сколько за продвижение, сколько за возбуждение дела и т. д. Каким образом я как президент должен координировать работу правоохранительных органов, если там вор на воре сидит?" ("ЧК" № 35, 2006 г.). Есть справка Главного управления Генпрокуратуры в ЮФО, где деятельность подконтрольных МВД РД структур представлена в весьма негативных красках ("ЧК" № 35-36, 2006 г.). Внимательно ещё и ещё раз перечитайте президента РД и справку: да в сравнении с их оценками статьи в еженедельнике выглядят просто дифирамбами в адрес милицейских структур! Чего мы хотим?

В такой обстановке и обществу и главным образом руководству МВД РД нужно внятно осознать одну банальную истину: тот же гаишник-взяточник намного сильнее дискредитирует "людей в погонах", чем любой даже самый взрывоопасный критический материал в масс-медиа. Вот с кем нужно бороться денно и нощно всем и каждому, вот куда нужно направить собственную энергию. "ЧК", в свою очередь, никого не хочет ни "чернить", ни "осветлять", ни тем более "топить". Наша задача намного прозаичнее: мы тешим себя надеждой, что сможем стать эффективно функционирующим звеном между "верхами" и "низами". Нам и сегодня наивно представляется, что позитивный потенциал СМИ может быть полностью востребован только в случаях их трансформации в принципиальных и честных "слуг" общества, но не в "продажных дев" отдельных сегментов власти.

Также, осознавая, что многоуважаемый министр внутренних дел РД Адильгерей Магомедтагиров и его ближайшее окружение в силу занятости могут быть не в курсе всех дел, журналисты еженедельника хотят показать теневую сторону подконтрольного им органа. Ведь и у стражей порядка, и у журналистов, по большому счёту, одна конечная цель: стабильность и процветание общества вкупе с искоренением изъянов посредством их неустанного выявления и адекватного реагирования всех сопричастных лиц. Или я ошибаюсь? Если же имеется полный консенсус, то осмелюсь снова привлечь внимание (в надежде на должную реакцию) руководства МВД РД к уже опубликованным материалам. Можно открыть хотя бы несколько ближайших номеров "ЧК". Представляются к месту и комментарии главных героев столь не полюбившейся кое-кому публикации "Жёны за мужей". И пусть читатель сам сделает вывод о том, "кто есть кто".

Старший следователь прокуратуры Кировского района Исаев: "Женщины задержаны законно. Им предъявлены конкретные обвинения. Но всё портят адвокаты. Я сам допрашивал Газалиеву, она безо всякого давления давала показания, в этот момент в кабинет зашёл её адвокат Курбанов, который рекомендовал Газалиевой не давать показаний и не подписывать протокол допроса. Этот Курбанов - беспринципный карьерист, он оказывает давление на женщин, поэтому нам трудно работать. Если у адвокатов есть какие-то претензии, они должны обращаться с жалобами в соответствующие структуры, что не сделано и сегодня. Применяют ли милиционеры пытки арестантов? Стадо не бывает без паршивой овцы, но в Кировском РОВД следственные действия всегда проводятся в рамках закона".

Адвокаты задержанных Курбанов и Квасов: "Какими методами добываются признательные показания, Исаев прекрасно знает. Можно и припомнить: физическое и психическое давление на задержанных, допросы без адвокатов, содержание под стражей без должного обоснования, незаконное посещение сотрудниками правоохранительных органов, что и практиковалось относительно Газалиевой, Игидовой и Макашариповой. Об этих нарушениях у нас есть заявления и жалобы во все инстанции, вплоть до президента РД и генерального прокурора РФ. С уведомлениями о вручении. Жаль, что об этом не знает старший обвинитель".

С пожеланиями всех благ и с надеждой на взаимополезное сотрудничество, коллектив "ЧК" и автор материала. ]§[

Номер газеты