[ «Их готовили перед допросом» ]

ИА "Интерфакс": "3 ноября 2006 года в Хасавюрте в результате спецоперации убита пособница боевиков, её муж - член НВФ - ранен, сообщил агентству "Интерфакс-Юг" источник в городском отделе внутренних дел". Для того чтобы проверить факты, в очередной раз пришлось выехать на место и поговорить с очевидцами и пострадавшими. Лица, которые названы в новостном сообщении боевиком и пособницей (фактически безо всяких на то доказательств), - это Гасан Маматханович Байсултанов, 1981 г. р., и его жена Сапият Сайпудиновна Магомедова, 1983 г. р. Супруги жили в Хасавюрте на улице Щорса, 94. Напротив живут родители Гасана - Маматхан Байсултанов и его жена. Гасан вахтовым методом работает на строительстве Гельбахской ГЭС (15 суток), остальное время возит мебель Торгового дома "Умахан" в Ставрополье. Как раз утром 3 ноября Гасан со старшим братом Гайирбеком собирались в очередной рейс. Если описать хронологию событий со слов соседей и родственников супругов, то вырисовывается следующая картина. В два часа ночи мать Гасана перед сном зашла проверить, дома ли сын, и вернулась обратно. Далее Нуцал Акаев, сосед Гасана Байсултанова, рассказывает: "В три часа ночи я встал, чтобы совершить предутренний суннат намаз. Вижу, ворота мои открыты. Вышел, а там с двух сторон улицы БТРы стоят и много милиционеров и людей в масках. Спросил, в чём дело, мне ответили: "Твой сосед - боевик.

Спецоперация проходит - в дом заходи". Я сказал: "Я его с детства знаю, я вам его выведу сам. Можете меня под прицел взять". Мне опять ответили в грубой форме. В это время начальник их, лезгин, замминистра представлялся, им кричит: "Что вы с ним церемонитесь!" Тогда этот милиционер меня толкнул - я упал и об дерево ударился. Я с другими милиционерами потом ещё разговаривал. Они представились СОБРовцами из Бабаюртовского, Кизилюртовского и других районов. Но они в оцеплении были, в моём дворе, а на штурм пошли эти, в масках, полностью закрытые. Говорили, что они русские из Гудермеса".

Спецназовцы зашли и в дом родителей. Отец лежал в больнице, дома была мать, которая, как и сосед, предложила вместе с ней зайти к сыну, которого она передаст им на руки без единого выстрела. Однако её тоже затолкали в дом. Далее, как рассказывает мать, "соседи говорили и со слов сына мне передали, что невестка (она беременная была на четвёртом месяце) вышла на утренний намаз омовение сделать. Когда из туалета (он находится во дворе сзади дома) она выходила с кувшином, она заметила посторонних в саду и крикнула мужу: "Воры зашли, Гасан!" Раздалась короткая очередь по ней. Потом раздался ещё один выстрел. Моей невестки не стало. У неё несколько пуль в тело попали, а одна - в голову. Такое ощущение, что это был контрольный выстрел. На её крик и автоматную очередь полуодетым выскочил мой сын и на крыльце в него тоже выстрелили из автомата. Они лежали ещё раненные в пяти-шести метрах друг от друга. Гасан сказал жене: "Видимо, мы погибнем: читай шагьада, меня тоже сейчас убьют". Невестка выполнила последнюю волю сына и умерла.Тем же утром задержали и брата Гасана, с которым он собирался в рейс. Здесь правоохранительные органы сработали без эксцессов. К выходившему из дома Гайирбеку сзади подошли двое, скрутили руки и затолкали в машину. После вмешательства отца и других родственников, не имея никаких оснований для задержания, его выпустили. Сам Гайирбек задаётся вопросом: "Кто им мешал задержать моего брата так же, как и меня, - без лишнего шума и стрельбы?" Мать тут же добавила: "Говорят, Бидаева (Асхаб Бидаев находится в розыске по подозрению в убийстве начальника Хасавюртовского ОБОПа Сайгидсалима Забитова. - Прим. ред.) там искали. Но в то же время они говорили мне, что следили за домом около месяца. Но ведь дом был окружён, куда же он ушёл, не улетел же этот Бидаев, если он там был. Я в два часа ночи к ним заходила (муж лежал в больнице и приказал, чтобы я следила за сыновьями) - у них никого не было".

В своём заявлении на имя прокурора РД отец Гасана пишет: "Мне известно о том, что в прокуратуре и правоохранительных органах делается всё возможное, чтоб оправдать свои незаконные действия и избежать ответственности, несмотря на то, что имеются жертвы - это ни в чём не повинная моя погибшая беременная сноха и раненый сын, который находится в тяжёлом состоянии. Мне пока неизвестно, кто руководил этой операцией, возможно, очередной полковник приехал за званием генерала, однако, убеждён, что убили ни в чём не повинного человека...

У прокурора РД Игоря Ткачёва прошу изъять уголовное дело по данному факту у прокуратуры г. Хасавюрта и поручить расследование следователю центрального аппарата Прокуратуры Республики Дагестан и возбудить уголовное дело по факту умышленного убийства моей снохи и ранения моего сына". По словам родственников, у 20 сотрудников правоохранительных органов из Казбековского района, участвовавших в спецоперации, руководство взяло объяснительные, в которых говорится, что Гасан Байсултанов отстреливался с автоматом в руках, прикрываясь беременной женой. В четверг мы попытались созвониться с Хасавюртовским ГОВД (дежурный и начальник штаба Будайхан Гаджимурадов), а также с пресс-службой МВД РД, но безуспешно. Не получилось взять комментарий и в республиканской прокуратуре. P. S.

Сейчас ситуация в Хасавюртовском регионе накаляется с каждым днём. Ведь последний трагический случай не единственный. Они происходят здесь каждую неделю. К тому же произошёл он сразу после "народного форума против похищений" в Хасавюрте. Напомним, что о его поддержке было заявлено президентом РД Муху Алиевым, и собравшиеся, в том числе главы муниципалитетов, и прежде всего мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, говорили о готовности собрать ополчение в случае повторения случаев похищения и убийства местных жителей чеченскими и другими силовыми структурами. К родственникам Байсултановых приходят представители других посёлков Хасавюрта и джамаатов сёл района, а также соседних муниципалитетов, обещая поддержку. Люди, не зная, как достучаться до власти, хотят провести митинг, хотя не уверены и в его эффективности. В такой ситуации республиканские власти, потворствуя правоохранительным органам, действующим в регионе, словно слон в посудной лавке, - рискуют реально утратить контроль над ситуацией. Как заявил дядя раненого Гимбат Байсултанов, "народ верит Муху Гимбатовичу и поддерживает тезисы его послания парламенту, однако работа правоохранительных органов подрывает эту веру и способствует утрате доверия народа к своей власти, а это самое страшное. Почему царя свергли 90 лет назад? Потому, что народ ему не верил. Боюсь, как бы у нас всё не пошло по тому же пути. Я-то не сегодня, так завтра уйду из этой жизни, но не хотелось бы, чтобы мои дети и внуки жили в стране, где не действует закон и где жизнь человека ровным счётом ничего не стоит для руководства правоохранительных органов". ]§[
Номер газеты