[ Игра с рубильником… ]

17 июля Дагестан посетил замминистра энергетики РФ Вячеслав Синюгин. Он совместно с премьером РД Шамилём Зайналовым провёл совещание по вопросам энергетики республики, состояния платежей за потреблённую электроэнергию и тарифной политики.

Визит Синюгина был связан с введёнными ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» с 14 июля ограничениями поставок электроэнергии Махачкале, Кизляру и Кизилюрту, а также взрывах на подстанциях компании, произошедших 15 июля при попытке неизвестными самовольно включить их.
На совещании Синюгин сказал, что захват и повреждение подстанций – это опасный прецедент, которому было посвящено заседание правительства РФ, а затем акцентировал внимание на проблемных точках: неплатежах за потреблённую электроэнергию, больших потери в сетях, износе сетевого оборудования, необоснованных тарифах и угрозе нарушения энергоснабжения в период подготовки республики к зимнему периоду. Замминистра РФ привёл данные, согласно которым оплата Дагэнергосбытом за 2008 г. составляет 34 %, в сетях теряется 33 % электроэнергии («это запредельная цифра; это то, что называют «воровство»»), а износ сетевого оборудования равен 75 % («объём инвестиций, который будет заложен в его восстановление, равен нулю»). «В результате у МРСК СК наибольший долг в стране по платежам на оптовом рынке – 12 млрд рублей», – сказал Синюгин.
Гендиректор ОАО «МРСК СК» Магомед Каитов стал жаловаться, что Махачкала не выполняет взятые на себя обязательства, а долг столицы с 407 млн вырос до 491 млн рублей. По словам Каитова, Махачкала выплачивает только текущие платежи.
За Махачкалу заступился вице-премьер Ризван Газимагомедов. Он объяснил, что долг Махачкалы в 407 млн руб. был разделён на три равные части: первую – выплачивает столица, вторую – правительство предоставляет Махачкале соответствующую субсидию (см. материал на 4 стр.), а к оставшейся сумме (третья часть) МРСК СК не предъявляет претензий до сентября текущего года. Первая часть долга – по 30–40 млн рублей в месяцоплачивается вместе с текущими платежами. Со второй частью – субсидией правительства – вышла заминка. По словам вице-премьера, 16 июня средства поступили на счёт города, но были оформлены как «бюджетный кредит на погашение кассового разрыва», то есть по неправильным основаниям. Юристы и финансисты правительства, а также их коллеги в администрации Махачкалы не смогли вовремя разобраться в этом вопросе – и деньги «зависли» на счетах города.
В ходе совещания, которое прошло в закрытом режиме, стороны много спорили и возмущались, но закончилось всё тем, что ограничения с дагестанских городов были сняты.
В свою очередь, мэр Махачкалы Саид Амиров обнародовал своё мнение по поводу ограничений поставок электроэнергии в столицу. Он признал, что «в связи с плохой платёжеспособностью населения» накопилось около 400 млн рублей долга, но Махачкала регулярно выплачивает долги МРСК, а к концу года выплатит их в полном объёме. «При таких положительных сдвигах, – возмущался градоначальник, – дают команды отключать целые кварталы города, ущемляя добросовестных плательщиков, нервируя их, создавая нездоровый политический ажиотаж».
На ограничения поставок электроэнергии отреагировало и УФАС РФ по РД. Ведомство Курбана Кубасаева выдало предписание ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и филиалу ОАО «МРСК СК» – «Дагэнерго», в котором отметило, что «указанные субъекты естественных монополий систематически ограничивали подачу электроэнергии организациям, осуществляющим передачу электрической энергии добросовестным потребителям, в том числе дошкольным и школьным учреждениям и больницам» Кизляра. В предписании УФАС потребовало от компаний не нарушать ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением).
Номер газеты