[ Все должен решать джамаат ]

Религиозные процессы, происходящие за пределами Махачкалы, зачастую оказываются вне поля зрения республиканских СМИ. Восполнить этот пробел и прокомментировать общественно-религиозную ситуацию в самых южных районах России мы попросили одного из наиболее влиятельных лидеров мусульман Южного Дагестана Сиражудина Эфенди аль-Хурики. Оценки его личности противоречивы. Одни видят в нём мудрого учителя и доброго наставника, другие обвиняют в незаслуженном присвоении имени «Шейх» и в разделении мусульман Дагестана на северных и южных. Мы предлагаем вам самим оценить взгляды нашего собеседника.

Мир во всём мире

– Каким вы видите сосуществование ислама и светского государства?

– Только в мире и согласии. Без духовной стороны жизнь людей бывает неполноценной, без веры жителей страна тоже неполноценна. Государство долго не может существовать, если её граждане не верят во Всевышнего и думают только о деньгах. Власти и верующие должны рука об руку работать на благо наше и будущего наших детей. И вообще такой вопрос не должен возникать. Мусульманам надо оберегать не только свою Родину, но и весь мир. Где бы ни был человек, он должен вести себя правильно. Если завтра враг придёт, он не будет смотреть: ты мусульманин или не мусульманин. Где мы родились, там и надо поклоняться Всевышнему, и надо работать, зарабатывая халал-хлеб себе и своей семье. Надо быть честными и добропорядочными, не нарушать законы Аллаха и страны, в которой мы живём.

– Не возникают ли разногласия с официальной властью, когда некоторые из её представителей говорят, что вместо мечетей и медресе надо строить больницы и школы? Должно ли государство законодательно вмешиваться в религиозные дела?

– Вместе надо решать все вопросы. Только принимать законы недостаточно: они до адресата не доходят. Народ надо просвещать; люди должны быть готовы к работе для своего блага как в духовном отношении, так и в мирской жизни. Например, в селении имам и глава администрации должны поднять вопрос о мечети, больнице, школе, воде, должны начинать работу. Когда у них закончатся свои средства, тогда они могут обращаться и в район, и в республику. И власти выделят деньги, и мы поможем.

А вот строительству мечетей надо радоваться. Противодействие исламу и мусульманам всегда было, но мечети и медресе будут строить независимо от тех, кто не хочет этого. Люди сами знают, кому верить. Но нельзя строить мечети с дорогой отделкой для похвалы, показухи, чтобы они пустые стояли. От них отдача должна быть в виде прихожан. И единственным украшением дома Аллаха являются молящиеся мусульмане, которых толковый и образованный имам учит развивать духовные, гражданские, патриотические чувства. В мечетях и в медресе людей надо призывать к соблюдению гигиены и здорового образа жизни, которому наш Пророк (с.а. в.) уделял огромное внимание. Тогда и мы будем меньше болеть, и больницы будут пустые.

– При выборе толкового имама у нас часто происходят недоразумения. Как должны проводиться выборы имама мечети, чтобы исключить споры?

– По исламу, чтобы стать имамом, мусульманин должен быть в возрасте 40 лет. Но даже если ему 20 лет, то разум должен быть как у 40-летнего. Если у него есть знания, но нет разума и способности вести общество, то таких вообще нельзя ставить, особенно сегодняшнюю молодёжь. ДУ отправляет имамами детей, которые не выдерживают и одного года работы. ДУМД – это обычная общественная организация, не государственная, и не имеет права прийти и сказать, что такой-то человек будет у вас имамом. Так нельзя. Всё должен решить джамаат. Они должны выбрать имама согласием большинства, должны создать ему условия для проживания, определить зарплату. По несогласию назначенного имама никто не будет слушать, он не сможет направить мусульман, не сможет вырулить сложные ситуации. Пусть в этом участвует и государство, и ДУМД, но имама, способного противостоять негативу, надо выбирать совместно со всеми, и с аксакалами. И, выбранный большинством джамаата, он сработается с обществом.

Вы на севере

– Возможен ли сегодня диалог представителей разных течений ислама?

– Все течения, которые есть в исламе, мы должны принимать. Мы принимаем христиан, иудеев, буддистов, даже атеистов принимаем. Так почему не принимать тех, кто уверовал в Одного Аллаха? Но общество не готово к общению и не понимает значения диалога между представителями разных течений.

У вас там, на севере, из одного университета исламского не принимают в другой, если у тебя взгляды на веру отличаются. Но, хвала Аллаху, у нас здесь, на юге, всё это закончилось. Имамы 12 районов и двух городов собрались и решили координировать свою работу для блага мусульман. Если мы будем едины, то никто не сможет поднять на нас руку. Но мусульмане не стремятся к единству, хотя называют себя мусульманами, но быть мусульманином – это очень большая редкость.

– Получается ли искоренить отсутствие просвещения мусульман в Юждаге?

– Как можно говорить о просвещении, если только в Дербенте 25 светских вузов и один только исламский, духовный? Некоторые вузы расположены в подвалах, и никто не интересуется, чему там обучают. Родители отправляют детей из сёл и районов за образованием, но не смотрят, как их дети одеваются, как учатся, чем занимаются. Мы и через свою газету, и выступая по телевидению стараемся призывать к благоразумию, но пока положение ислама оставляет желать лучшего.

– В этом году вы получили лицензию на Дагестанский исламский университет? Какие знания получают ваши студенты?

– Мы обучаем как исламу, так и разным профессиям. Если студент не хочет стать имамом, то он может выбрать профессию токаря, сварщика, учителя и др. Приезжавшие из Москвы и Махачкалы удивлялись нашей практике совмещения светского и духовного, производства и учёбы. Мы предоставили все документы, прошли все процедуры и получили лицензию. Это первый университет с таким уклоном. Обу-чение, проживание, питание – всё у нас бесплатно. Учителям выдаём зарплату, пополняем материально-техническую базу.

– Вы практикуете отправку студентов на учёбу за границу?

– В 90-х годах мы отправляли ребят учиться за рубеж, но ни один не оправдал себя. Не оправдал себя перед обществом и не оправдает. Молодых нельзя отправлять за рубеж. Даже здесь их не надо ставить учителями и имамами. Кроме того, массового образования нет в исламе. Учиться может только тот, кому интересно получать знания, стремиться к ним, кому дорого поклонение Аллаху, дорог Пророк (с.а.в.), асхабы, имамы, дорого общество, святыни, кто хочет посвятить себя служению Всевышнему.

Мы на юге

– Вы получили квоту на 1000 мест для поездки в хадж. Идут разговоры, что вы их распределили между своими родственниками. Как вы прокомментируете это?

– Ко мне приехал Магомед Давудулаев и сказал, что «от Сулеймана Керимова лично для вас выделено 1000 мест для поездки в хадж… как хотите, так и распоряжайтесь». Я имел полное право всё оставить себе и отправить только своих учеников, мюридов, родственников, семью. Но я так не сделал. Собрал совет и распределил по 12 районам и двум городам Юждага: по пять мест главам районов дали, выделили места для имамов мечетей и остальные раздали. мы поделили между всеми. Записали всех желающих. Независимо ни от чего. Эти квоты проходят через Москву, через Равиля Гайнутдина, и от количества мест, выделенных для Дагестана, не зависят. Мы предоставляем списки в Москву. Отправят – поедем, не отправят – за деньги поедем. Кроме того, для Юждага выделяется квота в 3500 мест, и эти люди могут поехать независимо от общего количества мест, выделенных для республики.

– Есть мнение, что эта благотворительность – часть предвыборной программы Керимова.

– Я лично не знаю Сулеймана Керимова. В этом году первый раз получили от него такую помощь. Но кто бы и что бы ни сказал насчёт мотивов такого шага (Аллах один знает намерения человека), мусульмане всегда должны по мере возможности помогать друг другу. Мы благодарны ему за предоставленную своим землякам возможность поехать в хадж.

– Скоро Ураза-Байрам (Идд-аль Фитр). Каждый год бывают разногласия с определением даты праздника. Есть выход из этого положения?

– Это вопрос к муфтию. Чтобы узнать дату, достаточно, чтобы один мусульманин увидел луну. В определении общего для всех дня праздника ничего трудного нет. Если Ахмадхаджи (муфтий РД. – Прим. ред.) соберёт всех имамов, обсудит со всеми и вынесет одно решение, тогда и будет праздник в один день. Он муфтий и должен решать такие вопросы. Всем надо прийти к одному мнению, раскол ни к чему хорошему не ведёт.

Справка «ЧК»

Сиражудин Эфенди аль-Хурики родился 23 июня 1954 года в сел. Хурик Табасаранского района. Параллельно с учёбой в школе он брал уроки по исламу у Шейха Абдулла Эфенди из Куриха. После службы в армии отучился в Дербентском ПТУ на токаря. Проработав около года на Шлифовальном заводе Дербента, оставил работу и продолжил изучение исламских наук. В начале 80-х годов Шейх Абдулла Эфенди отправляет его в Бухарскую религиозную школу. Там он знакомится со многими представителями нынешней элиты духовенства, в том числе с Равилем Гайнутдином, а также покойным Ахмадом Кадыровым. В 1989 году его учитель передал ему разрешение наставничества на путь Накш-бандийского и Кадирийского тарикатов, сделав его устазом. В 1990 году открыл медресе в сел. Хурик. В 1997 году учредил общественно-религиозную организацию «Бабуль Абваб» и приступил к строительству мечети и медресе на окраине Дербента, которое завершилось в 2005 году. В 2007 году открыл Исламский университет им. Шейха Абдулла Эфенди. ]§[

Номер газеты