[ Кавказский силуэт ]

На прошлой неделе в Махачкале после трёхлетнего перерыва прошёл бывший некогда ежегодным фестиваль моды «Кавказский стиль». В этом году мероприятие было посвящено памяти трагически погибшей год назад Мисиду Султановой…

За три года к отсутствию «Кавказского стиля» все как бы привыкли, благо замена в качестве «Русского силуэта» вовремя заняла эту нишу. Но если наш «Русский силуэт» является всего лишь региональным отборочным туром мероприятия, проводимого в Москве, то «Кавказский стиль» – это исключительно дагестанское изобретение.

Ещё десять лет назад он планировался как конкурс для дизайнеров со всего Северного Кавказа, но реализовать эту идею объединения никак не удавалось. Зато уже тогда у организаторов получилось превратить его в значимое событие культурной жизни республики и стартовую площадку для таких известных сейчас за пределами республики модельеров, как Шамхал Алиханов и Вера Агошкина.

Воскресить этот «праздник моды» организаторы в лице творческого объединения «Кавказский стиль», Дагестанской ассоциации моды и Дагестанского филиала Российского фонда культуры намеревались ещё в прошлом году, но их, по словам руководителя проекта Марьям Чалабовой, «подкосила смерть Мисиду Султановой, которая стояла у истоков нашего фестиваля».

Отборочный тур конкурса проходил в течение двух дней – 25 и 26 мая. За это время перед жюри прошло тридцать шесть коллекций, созданных как профессионалами-преподавателями, так и их студентами. Немалая часть участников уже успела продемонстрировать свои творения в прошедших в этом году отборочном туре «Русского силуэта» и конкурсе «Би-фэшн» – промо-акции известной компании мобильной связи. Приятно поразило богатое разнообразие вкусов, стилей, технологий, использованных конкурсантами в своих работах. Оно и понятно, ведь в фестивале приняли участие шесть учебных заведений, хотя, к слову, ученицы прославленной «Школы Анны Джетере» отказались от участия в «Кавказском стиле», несмотря на приглашение оргкомитета. Впервые на конкурс приехал модельер из другого кавказского региона – Минает Галимова из Северной Осетии привезла детскую коллекцию «Нет войне», в которой использовала обычные солдатские шинели, превратив их в ажурную ткань, украшенную бисером и пайетками.

В банкетном зале, где проходил отбор конкурсных коллекций, царила необычно строгая и рабочая для подобного мероприятия атмосфера. Такой благоприятный результат был достигнут решением оргкомитета превратить в шоу только гала-показ, отложенный на четвёртый день фестиваля. Компетентное, как принято говорить в таких случаях, жюри оценивало конкурсантов по десятибалльной шкале в девяти номинациях. Среди них были и традиционные для «Кавказского стиля» номинации, такие, как «Дети в новом веке», и позаимствованные на конкурсе «Ассамблея Высокой моды»: «Одеть звезду», «Аксессуары» и «Предвидение». Один из основных спонсоров даже учредил собственную номинацию «Внимание: Beeline!» Но всё же номинаций оказалось недостаточно. Во время принятия ключевого решения жюри пришло к выводу, что необходимо ввести ещё две: «Если даже за…» и «Прет-а-порте. Профессионал на подиуме».

«Если даже за…» работы Шуаны Агалхановой трудно было назвать полноценной коллекцией, так как это всего три модели, но именно эти модели пришлись по душе и публике, и жюри. Студентка инженерно-педагогического института создала вечерние туалеты для женщин в возрасте, заполнив тем самым пустовавшую нишу и став первой и единственной в одноимённой номинации. Вторая из дополнительных номинаций «Прет-а-порте. Профессионал на подиуме» была введена специально для того, чтобы подвигнуть к участию состоявшихся модельеров, преподавателей соответствующих дисциплин и, может, даже сотрудников каких-нибудь ателье. Лауреатом в этой номинации стала Татьяна Серова – преподаватель дагестанского политехнического колледжа, автор детской коллекции «Окунись в лучи солнца».

С лауреатом в номинации «Истоки в современности» поначалу возникла некоторая неразбериха. Но вскоре выяснилось, что победила коллекция «Шёпот Каспия» студентки художественно-графического факультета ДГПУ Эльмиры Агаевой. Жизнерадостная коллекция «Куклы» Марьям Омаровой и Патимат Раджабовой, напрасно не замеченная на конкурсе «Русский силуэт», удостоилась премии в номинации «На подмостках театра». Название гламурной, роскошной коллекции «Бомонд» говорит само за себя. Струящиеся силуэты вечерних платьев и блеск узких корсажей дополняла имитация под боди-арт на чулках и телесных рукавах моделей. Поэтому у жюри не оставалось сомнений в том, что студентка худграфа Джамиля Султанова достойна звания победительницы в номинации «Одеть звезду».

Если сейчас анализировать свои впечатления от гала-показа, то неминуемо придётся указать, что цветами этого «Кавказского стиля» стали чёрный и жёлтый. Из четырёх отобранных представителями компании «Beeline» коллекций только «Инсекта» Марины Моисеевой стала победителем в специальной номинации «Внимание: Beeline!»

Не совсем понятно, по какой причине жюри сочло коллекцию Изумруд Гаджиевой и Рабият Чугуевой «Город. Прогулка. Настроение» (которая, кстати, на последнем «Русском силуэте» была представлена под названием «Город, которого нет») подходящим победителем в номинации «Предвидение». Как было заявлено организаторами, в этой номинации соревнуются модельеры, делающие ставку на авангард и попытки экспериментальной моды. Но с каких пор обычные папахи стали считаться авангардом? И неужели мини-юбки из меха – это эксперимент? Также неизвестно, каким образом коллекция «Жизнь в стиле Beeline» ветерана «Кавказского стиля» Заграт Меджидовой получила приз зрительских симпатий. Корреспондент «ЧК», наивно полагая, что тоже является рядовым зрителем, что-то не помнит, чтобы кто-то интересовался его симпатиями. Помимо одиннадцати основных номинаций, родители Мисиду Султановой учредили специальный приз имени дочери за лучшую, на их взгляд, детскую коллекцию. В этом году приза удостоилась гостья из Владикавказа Минает Галимова.

Для самой лучшей коллекции был приготовлен приз – тысяча долларов, но так как, по мнению жюри, явного лидера на конкурсе не оказалось, сумма была поделена между победителями во всех номинациях. Специального приза от Дагестанской ассоциации моды – стажировки в Доме мод Вячеслава Зайцева – удостоились авторы трёх коллекций: Индира Юнусова («Ожидание»), Джамиля Султанова («Бомонд») и Элина Караханова («Секретное оружие»).

Примечательной чертой возрождённого фестиваля стало преобладание практичности и носибельности в коллекциях над эпатажностью. Многие из представленных вечерних туалетов наверняка смогут найти своего покупателя. А коллекция «Время нам к лицу» учениц дизайн-центра «Золотая нить», заявленная в номинации «Внимание: Beeline!», вполне могла бы стать униформой для сотрудников этой компании.

Фестиваль обещает развиваться и покорять Россию. Так, на пресс-конференции организаторы сообщили, что коллекции, принимавшие участие в гала-показе, поедут по городам Северного Кавказа. Будем надеяться, что эта акция станет предпосылкой для того, чтобы придать «Кавказскому стилю» статус крупного регионального фестиваля. ]§[

Номер газеты