[ Столкновение цивилизаций? ]

Нет – философий Антикарикатурная кампания сначала была направлена против одной газеты, затем целью стала Дания, которая требует для себя свободы прессы, теперь пришла очередь Европы, которую обвиняют в применении двойных стандартов. Разве Европейский Союз не признаёт факт безнаказанного поношения Пророка, в то время как сам запрещает и осуждает иной «взгляд на мир», нацизм, например, или негационизм? Почему разрешается подшучивать над Мухаммедом, а над геноцидом евреев нет? – неистово вопрошают интегристы и объявляют конкурс юмористического рисунка на тему Аушвица.

Давайте уж баш на баш: или всё должно быть позволено во имя free speech (свободы самовыражения), или давайте будем подвергать беспристрастной цензуре и то, что шокирует одних, и то, что возмущает других. Многие защитники прав карикатуры на существование чувствуют, что попали в ловушку. Во имя свободы самовыражения будут ли они публиковать шуточки о газовых камерах?

Неуважение в ответ на неуважение? Правонарушение в ответ на правонарушение?

Стоит ли ставить на одну доску отрицание Аушвица и десакрализацию Мухаммеда? Именно здесь начинается непримиримое противоборство двух философий. Согласно одной из них – да, речь идёт о двух одинаковых «верах», которые были в одинаковой мере попраны; не существует разницы между реальностью факта и символом веры; уверенность в том, что геноцид действительно имел место, как и вера в то, что архангел Гавриил являлся Мухаммеду, относятся к одной категории. Согласно другой – нет, существование лагерей смерти является официально установленным фактом, чего нельзя сказать о священной сути пророков, которая существует только в умах верующих.

Осознание различия между миром фактов и миром веры лежит в основе западной мысли. Уже Аристотель разделял, с одной стороны, указательное (индикативное) суждение, в результате которого мы получаем утверждение или отрицание, а с другой стороны – молитвы. Молитвы не являются суждением, поскольку ничего не утверждают, они умоляют, обещают, клянутся, повелевают; они имеют отношение не к информации, а, скорее, к действу. Когда фанатичный исламист утверждает, что европейцы исповедывают «религию Холокоста», тогда как он – религию Мухаммеда, он стирает различие между фактами и верой; для него существует только вероисповедание, в то время как Европа принимает и то, и другое.

Цивилизованное суждение, невзирая на расы и религии, анализирует и очерчивает научные истины, исторические истины и фактическое положение дел, которые проистекают не из веры, но из знания. Можно считать эти истины невежественными и низкого достоинства, но, тем не менее, их нельзя спутать с истинами религиозными. Наша планета – не жертва столкновения цивилизаций или культур, она – место решающей битвы между двумя образами мысли. Одни люди утверждают, что существуют не факты, существуют только интерпретации, являющиеся символами веры. Эти люди становятся фанатиками («истина – это я») или нигилистами («нет ничего: ни истинного, ни ложного»). Им противостоят те, которые находят целесообразной свободную дискуссию, призванную отделить истину ото лжи таким образом, чтобы политика или наука, или простое суждение смогли бы опираться на независимые данные, взятые из произвольных и предустановленных точек зрения.

Тоталитарное мышление не выносит, когда ему перечат. Оно догматично высказывает свои убеждения, потрясая красной, чёрной или зелёной книжицей. Ему присуще мракобесие, и оно соединяет воедино политику и религию. Антитоталитарное мышление, наоборот, видит в фактах факты и признаёт существование даже самых отвратительных из них, тех самых, которые из чувства тревоги или удобства предпочтительно было бы исключить из реальности.

Критика и отказ от «реального социализма» стал возможен после обнародования правды о ГУЛАГах. Выявление нацистских преступлений и весьма реальное открытие концентрационных лагерей привели к тому, что после 1945 года Европа встала на путь демократии. И наоборот, отказ от истории и от её самых жестоких фактов возвещает возвращение жестоких времён. И пусть не обижаются исламисты – которые вовсе не являются представителями мус]§[

Номер газеты