[ «Заседаний много, а инвестиций нет» ]

Общественная палата Дагестана 24 мая провела слушания на тему «О мерах по формированию инвестиционной привлекательности РД». Мероприятие, судя по всему, было приурочено к Дагестанскому экономическому форуму-2012, который состоится 8–9 июня.

Вёл мероприятие член ОП РД Абдулвагаб Папалашов. Первым выступил начальник управления министерства промышленности Наби Муртазалиев. Он отметил, что в результате работы министерства восьми инвестиционным проектам присвоен статус приоритетных. Правда, что это за проекты, он не уточнил. Общая сумма инвестиций в эти проекты должна составить 7,9 млрд рублей. Реализация проектов предполагает ежегодные дополнительные налоговые отчисления в республиканский бюджет, которые должны составить более 5 млрд рублей. Также он отметил, что республика уже сегодня готова поддержать эти проекты, предоставив льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, которые, по расчётам Минпрома республики, ориентировочно за 5 лет составят более миллиарда рублей. Муртазалиев назвал это косвенными инвестициями. Однако, несмотря на всё это, работа по инвестпроектам продвигается не очень хорошо. В том числе и из-за сложности получения кредитных средств в дагестанских банках.

Вторым докладчиком выступил заместитель руководителя агентства по инвестициям и внешнеэкономическим связям РД Магомед Самедов. Выступление Самедов начал очень живо, временами казалось, что тот сдаёт в школе «технику скоростного чтения». Между тем корреспондент «ЧК» всё же успел отметить некоторые наиболее важные части выступления. В частности, речь шла о совершенствовании нормативно-правовой базы, целевой программе в рамках которой планируется реализовать 25 инвестиционных проектов с финансированием порядка 105 млрд рублей. Их реализация позволит создать около 18 тысяч рабочих мест.

Выслушав доклады, присутствующие, ведомые Папалашовым, решили выделить время и для дискуссии. К тому же как раз пришли телевизионщики. Известный дагестанский телеведущий Уллубий Эрболатов, присутствовавший на общественных слушаниях, оживился с их приходом.

Эрболатов предложил подискутировать и обсудить услышанные доклады: «Давайте вопросы друг другу зададим, поспорим, потом продолжим выступления. А то неинтересной бывает обычно картинка для телевидения…» 

«Мы ведь не для телевидения здесь собрались. У нас для телевидения много чего есть сказать. И сказано уже Наби Муртазалиевым. Заседаний-то много, а инвестиций нет», – шутя, но очень ёмко охарактеризовал состояние инвестиционного поля республики Папалашов. 

Ожидалось, что и дальше присутствующие продолжат в том же духе, но всё свелось к негативной функции СМИ («Что творят эти СМИ?

Замучили своими сюжетами про Дагестан, про Кавказ, непонятными сюжетами про терроризм, экстремизм и прочие дела», –отметил Папалашов.) и формированию позитивного имиджа Дагестана. Эрболатов на это то ли возразив, то ли просто снабдив присутствующих полезной информацией, сказал: «Вот вы говорите о том, что постоянно показывают по телевидению негатив. Чтобы показать позитив, в любой российской федеральной газете, будь то «Коммерсантъ» или «Российская газета», разместить позитивную статью о Дагестане нужно потратить 30 тысяч долларов. Это почти миллион рублей». Эрболатов предложил другой путь – приглашать в республику российских журналистов, которые по приезду домой писали бы об увиденном (предполагается, что в позитивном ключе). На всё это будет потрачено намного меньше, чем просит та или иная газета за публикацию, уверен Эрболатов. (Подробнее о формировании информационного поля вокруг республики читайте на 4–5 стр. – «ЧК»).

Магомед Самедов, в свою очередь, отметил следующее: иностранные инвесторы, во-первых, прекрасно знают о ситуации в республике, сколько ни формируй позитивный имидж, во-вторых, прежде чем вложить свои деньги, задают вполне логичный и обоснованный вопрос: если всё так хорошо, то почему богатые дагестанцы не вкладывают деньги в эти проекты?

После этого Папалашов выстрелил в воздух, наверное, самым главным вопросом не только этого заседания, но и вообще республиканской политики в целом: «Нам пора разобраться, а кто же создаёт такую обстановку в республике, что даже дагестанцы не хотят в неё вкладываться. Как это создаётся, откуда это идёт?».

И вправду, кто: злые, так называемые деструктивные силы? радикалы? силовики? федеральные и республиканские власти? само население?

Своё видение решения проблем озвучил директор института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Юрий Сагидов, попросивший в самом начале своего выступления не пинать его больно ногами (на что присутствующие, как показалось, загадочно заулыбались – «ЧК»), если выступление будет не в унисон и не понравится. Не знаю, как другим, но корреспонденту «ЧК» выступление вполне понравилось. Сагидов сделал акцент на культуре населения и отметил, что «совесть – не экономическая грань экономики». Однако было и то, что понравилось не совсем – мысль о том, что там, наверху, в кремлёвских кабинетах боятся того, что если Дагестан будет развиваться, то он захочет отделиться. После этого Сагидов плавно перешёл на то, какие всё-таки люди попадают во власть. «В Дагестане есть очень много умных людей, но не они приходят во власть. Дело в том, что приходят и не глупые, в общем, люди, но совершенно не той ориентации, которая нужна». Весёлая оговорка, но вполне отражающая дух времени, событий и лиц, принимающих в них участие.

Номер газеты