[ Вместо «золотого дождя» ]

Утамышскому хану (см. колонку слева) принадлежало чуть более 2 тысяч квадратных вёрст земли. Вместе с условно-вассальными землями выходило ещё больше. Ныне мало кто знает границы владений Шамхала Тарковского, Уцмия Кайтагского, Майсума Табасаранского… Разобрать, что кому принадлежит сегодня, ещё сложнее. А придётся. Как говорится, «заглянуть в корень» вопроса.

Ох уж эта горная страна… Тут, оказывается, можно ничего не производить, но жить припеваючи. А зачем что-то там развивать, повышать урожайность, увеличивать производительность? Зачем интенсифицировать производство? Можно ведь просто хапнуть землицу, продать пару десятков гектаров и… получить баснословные (!) доходы. Производственная деятельность столько не приносит. На бюджете обогатиться Бог не каждому даёт. А как наверстать упущенное время? Жизнь-то уходит?..

 

Идти в главы

 

Каякентская земля в низине от Избербаша до первомайского возвышения – лакомый кусочек для очень многих гос- и муниципальных чиновников. Из тех, что причастны к делам каякентским. Или просто влиятельным республиканским мужам, кому хочется надкусить от этого, действительно лакомого, кусочка. Одна сотка тут стоит от 120 до 160 тысяч рублей. Представьте, сколько могли бы извлечь (а кто-то ведь и извлёк: здесь всё как в законах сохранения материи – просто так ничто никуда не исчезает) дельцы от отъёма каякентской земли и продажи под строительство домов при южном въезде в город Избербаш. К примеру, если разделить 36 гектаров на участки 4,5 соток (именно так и было в 2004 году) плюс небольшие лоскутки под внутрипоселковые дороги, то получится 720 участков. Каждый стоил тогда не меньше 250 тысяч рублей. Семьсот двадцать участков потянули на 165 миллионов рублей! Я знаю достоверно, что глава (в то время) района Мурат Шихсаидов отказался от «своей» доли в этих миллионах. Он просто подчинился указанию сверху. Тогда кто же в 2004-м снял «сливки» с каранайской землицы?

Аппетит, вероятно, не просто приходит, а ПРИРАСТАЕТ во время еды. Тех тридцати шести гектаров показалось, видимо, мало. Тем более что в сегодняшних ценах тот же тридцатишестигектарный земельный «аппендикс», что примыкал раньше к Избербашу, а теперь соседствует с родным Каякентским районом, принёс бы дельцам уже 500 миллионов. Не хватает жилья для горожан интенсивно растущего Избербаша? Тогда почему бы радеющим о всеобщем благе торговцам не построить на тех же землях многоэтажки? А вокруг можно ещё парки да сады разбить. Всем и жилья хватило бы, и места для прогулок, и для автопарковки… Так почему же нет? Почему вы разрезаете землю на малюсенькие участки и приращиваете Избербаш «вширь», а не «ввысь»? Потому что «вширь» спекулировать выгоднее.

 

Под «золотым дождём»

 

Мы с излишним пиететом думаем о предприимчивости глав администраций. Ничего особенного подавляющее большинство из них не представляет. Ни ума, ни совести. Обычные торговцы дефицитом. Создадут дефицит жилья и дефицит земли, а затем как в стародавние советские времена, начнут из-под прилавка торговать разрешениями на доступ к этим дефицитам. Вот откуда у них миллионы! Вдумчиво читать да тщательно рассчитывать они не мастера. Зато как сноровисто управляются с подСЧЁТом: открыл в мобильнике опцию «Офис_Калькулятор», разделил гектары на сотки, помножил на тысячи рублей, чуть в кому не впал от будущего счастья и… побежал договариваться. В данном случае к главе Каякентского района. А тут что ни глава, всё к одному их тянет. Один отказывается от неправедного бабла, другой спешит колышки забить, чтобы жадным соседям не досталось (про историю Наримана Абдуразакова – ниже), третий опять ведёт соглашательскую торговлю… Как ни кинь – всё равно земельный клин. На карте Каякента.

В июне 2008 года прежний глава района Нариман Абдуразаков постановил изъять 50 га земли у ГУП «Чкаловский» (неструктурное подразделение Комитета Правительства РД «Дагвино»). Изъять у унитарного предприятия и предать местному поселению – селу Каранайаул, что на практике означает: отобрать у «Дагвино» и вернуть в собственность селян. Под строительство жилья каранайаульцев. Несомненно, на возмездной основе. Наверно, и не без «навара» для главы. Но смотрите, что происходит с этими пятьюдесятью гектарами дальше. По иску Минимущества РД постановление Абдуразакова отменяется, и земли возвращаются в ведение ГУП «Чкаловский» (по сути, в Комитет «Дагвино»). Но не для возделывания винограда, а, опять же, для… перепродажи под строительство домов. Не местным жителям, а избербашцам. Сегодня на том, как бы возвращённом в сельскохозяйственный оборот, участке идёт строительство более пятидесяти домов. Так для чего же тогда нужна была вся эта «катавасия» с отбором земли у одних и возвращением её другим? Если заняться привычными уже расчётами – сколько «забота о бездомных» принесёт инициаторам «заботы» – цена вопроса окажется равной более 600 млн руб.! (Нарезать 50 га на участки в 4,5 соток с дорогами и продать по цене 140 тыс./сотка).

Боюсь запутать читателя в «гектарах». Напомню: в 2004-м от каякентской землицы отъели 36 га (в сегодняшних ценах около полумиллиарда рублей); в 2009, восстановив, казалось бы, сомнительную справедливость и вернув землю в сельхозоборот, тут же распродают её на участки (не менее 600 млн руб.). А на очереди – ещё около 130 га самых лучших земель района!

 

Глаз за Глас?

 

В старом Каякенте (самое крупное село района) с июня месяца решается, казалось бы, внутрихозяйственный вопрос – кому стать председателем виноградарского совхоза. Сегодня, правда, та же должность называется «Директор ГУП ''Каякентский'', и назначают директора в Комитете «Дагвино». Вернее – заключают с ним контракт. В июне срок контракта истекает у действующего директора ГУПа Темирбека Даудова. Казалось бы, продление нового срока – дело формальное. Но нет. У директора требуют рекомендации… главы администрации района Ильмутдина Гамзаева. Без рекомендации продлевать контракт в «Дагвино» не намерены. А рекомендацию давать… не намерен Гамзаев. Не хочет и всё тут. Зачем объяснять: главой становятся, чтобы не он объяснялся с кем бы то ни было, а… с ним объяснялись. Самое интересное, что никакой рекомендации по законодательству не требуется.

Мы пытались получить разъяснения у Даудова. Получили отказ. Взяли комментарий у председателя комитета «Дагвино» Мухтара Халалмагомедова. Он подтверждает свои симпатии к Даудову, хвалит за успешность и хозяйственность. Но ссылается, опять же, на порядок заключения контракта, основанный на рекомендации главы муниципалитета.

Оказия… В положении о комитете (утверждено Постановлением Правительства РД №100 от 23.04.2010г.) ни слова не говорится о рекомендации. Зато в пункте 6.48. заключение контракта прямо отнесено к исключительной компетенции комитета. Даже без участия собственника предприятия – Минимущества РД. С чем же связана эта карусель? Может быть и здесь… пресловутая «цена вопроса»? Выясняется, что нет.

В каякентских сёлах утверждают, что дело в гонениях на неугодных. Все школы, детсады, медучреждения – все те, кто организовывал выборы главы в марте текущего года – подвергаются экзекуции от всякого рода инспекций. Затем некий Зубайру… выдвигает требование: хочешь остаться на должности – плати откупные (до полумиллиона рублей!). Мы имели беседу в семи учреждениях и в пяти из них получили подтверждение вымогательства. И во всех случаях мотивом давления люди считают месть за поддержку оппонента Гамзаева – Ильмиямина Магомедова.

 

Год на передышку

 

Президент республики не успевает реагировать на эксцессы, рождаемые у него под самым носом. Впереди две наисложнейшие кампании – выборы в Думу и выборы «президентов России». На этом сложном пути надлежало бы приостановить бег по презентациям, взглянуть на дела «подбрюшные» неспешным, незамыленным глазом. В стратегиях о трёх магнатах и двух президентах не мудрено ненароком отложить на задний план неотложное, внеочередное. Шило в печени и «золотой дождь» в прямом и переносном смысле могут сыграть с республикой злую шутку. Лучше не давать оппонентам шанса на «рулетку». Хотя бы временно.

 

(В продолжение темы читайте статью Маирбека Агаева в следующем номере «ЧК».)

 


1. Одна верста = 1,067 км

2. Одна квадратная верста = 1,14 кв.км. У Утамышского хана было чуть больше 2 тыс. кв верст земли, что составляет около 6% территории Дагестана в 18 веке.

Номер газеты