[ «Состояние компании удручает» ]

В апреле текущего года Правительство РФ передало в собственность республики Дагестан полный пакет акций «Авиалиний Дагестана», ранее находившийся в федеральной собственности. Теперь авиакомпания находится в собственности республики Дагестан в лице Министерства земельных и имущественных отношений. На носу приватизация и ряд мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия. Обо всём этом и о многом другом мы поговорили с министром земельных и имущественных отношений РД, членом вновь избранного совета директоров ОАО «Авиалинии Дагестана» Сефером Алиевым.

– Сегодня прошло заседание Совета директоров ОАО «Авиалинии Дагестана» в новом составе. К каким выводам о состоянии предприятия пришёл Совет директоров?

– Финансовое состояние предприятия удручает. Мы имели предварительную информацию о том положении, в котором находится ОАО «Авиалинии Дагестана», но в действительности оно оказалось ещё хуже.

На сегодняшний день предприятие зарабатывает около 12–14 млн рублей в месяц. При этом фонд оплаты труда за апрель составил около 20 млн рублей. Таким образом, деятельность общества в настоящее время является заведомо убыточной, что требует принятия срочных мер по оптимизации затрат и увеличению доходов. С другой стороны, принятие этих мер не изменит ситуацию коренным образом, поскольку предприятие имеет огромную задолженность перед бюджетом, перед трудовым коллективом и другими кредиторами.

В арбитражных судах в разных инстанциях ОАО «Авиалинии Дагестана» выступает в качестве ответчика по 39 искам сторонних организаций о взыскании с общества задолженности на общую сумму более 370 млн. рублей. Число кредиторов, заявляющих иски о взыскании денежных средств с общества, неуклонно возрастает, в том числе за счёт исков о возмещении убытков и взыскании штрафных санкций. Я хочу сказать, что своими силами преодолеть все эти проблемы предприятие не в состоянии. Результаты внешней аудиторской проверки указывают на наличие кредиторской задолженности в общей сумме не менее 731 млн рублей.

– Какие меры члены Совета директоров считают необходимым принять в сложившейся ситуации?

– Рассмотреть вопрос передачи аэропортового бизнеса в руки частного инвестора. Республика не в состоянии выделить значительные средства, необходимые для финансового оздоровления ОАО «Авиалинии Дагестана». Одной из мер является приватизация акций ОАО «Авиалинии Дагестана». Тяжёлое финансовое состояние предприятия, когда его чистые активы выражены отрицательной величиной, не даёт оснований надеяться на то, что приватизация акций позволит существенно пополнить бюджет республики.

Поэтому главной целью приватизации акций ОАО «Авиалинии Дагестана» является привлечение эффективного собственника, способного решить проблемы аэропорта «Уйташ», сохранить большую часть рабочих мест, существующих на сегодняшний день, обеспечить безопасное, стабильное функционирование аэропорта и его дальнейшее развитие.

Необходимо отметить, что речь идёт именно об аэропортовой деятельности. Перевозочный бизнес ОАО «Авиалинии Дагестана» фактически утрачен в связи с аннулированием сертификата эскплуатанта.

– Какие авиакомпании в настоящее время летают в Махачкалу?

– В настоящее время полёты осуществляют только Ютэйр, Якутия, Газпромавиа, Руслайн. С 4 июня 2012 года готова начать рейсы компания «Авиационные линии Кубани».

Многие авиакомпании заинтересованы в том, чтобы выполнять полёты в Махачкалу, но из-за крайне неудовлетворительного состояния взлётно-посадочный полосы, связанного в том числе с проведением контртеррористических операций, на аэродром наложены существенные ограничения по приёму и выпуску воздушных судов. Полный износ объектов инфраструктуры аэродрома не позволяет обеспечивать надлежащий уровень безопасности полётов. В настоящее время аэродром способен принимать только самолёты отечественного производства с высоким расположением двигателей: Ил-76, Ту-154 и более лёгкие самолеты. Воздушные суда зарубежного производства могут приниматься с существенными ограничениями. При этом урегулирование вопроса реконструкции таких объектов, находящихся в федеральной собственности, как: взлётно-посадочная полоса, перрон, светосигнальное оборудование и т. д. – требует преодоления целого ряда административных барьеров.

Вместе с тем без восстановления инфраструктуры аэродрома невозможно достичь окупаемости всего аэропортового бизнеса. Решение этой задачи, таким образом, ляжет на плечи инвестора, который должен будет во взаимодействии с органами федеральной и республиканской власти обеспечить реализацию всех мероприятий, необходимых для реконструкции взлётно-посадочной полосы и иных объектов.

– Как будут регулироваться цены на билеты авиакомпании? У компаний, которые вы перечислили, цена билета существенно выше, чем была ранее у ОАО «Авиалинии Дагестана»… Какие меры будут приниматься для снижения?

– Основной способ снижения цен на авиабилеты – это развитие конкуренции. Рынок авиаперевозок – это конкурентный рынок, и государственное регулирование цен на этом рынке не предусмотрено. Чем больше авиаперевозчиков на одной линии, тем острее конкурентная борьба за пассажира, а основным инструментом борьбы за него является снижение цен на услуги.

Если увязывать проблему цен на авиабилеты непосредственно с аэропортами, в том числе аэропортом Махачкалы, то доля услуг аэропорта в себестоимости авиаперевозок составляет в среднем 5–6%, то есть стоимость этих услуг не оказывает существенного влияния на себестоимость. Основная составляющая себестоимости – это топливо и собственные затраты авиаперевозчика.

На мой взгляд, конечно, контроль за ценами должен осуществляться. К примеру, мерами государственного контроля, способствующими снижению цен на билеты, являются: реагирование на случаи недобросовестной конкуренции, выявление нарушений, связанных со злоупотреблением хозяйствующими субъектами доминирующим положением, предотвращение ценовых сговоров и прочих нарушений.

– На сегодняшний день есть инвестор, готовый принять на себя обязательства по финансированию восстановления аэропортового бизнеса в Дагестане?

– Из публикаций в СМИ многие уже знают, что компания «Нафта Москва» выразила готовность взять в управление и стать инвестором аэропортового комплекса «Уйташ».

Инвестор, прежде чем идти на такой шаг как приобретение аэропортового комплекса, должен понимать, что его ожидает в будущем. В будущем планируется реконструкция существующего аэровокзала и строительство нового терминала, которые будут проводиться за счёт инвестора. Кроме того, на инвестора ложатся обязательства по обеспечению непрерывности аэропортовой деятельности, несмотря на всю тяжесть сложившейся финансовой ситуации. На это потребуются огромные средства, и не каждый потенциальный инвестор решится приобрести аэропортовый бизнес на таких условиях. Компания «Нафта Москва» готова взять на себя ответственность за выполнение соответствующих обязательств. Более того, она уже представила нам концепцию реконструкции и строительства терминала в аэропорту «Уйташ». Мы надеемся, что с приходом эффективного собственника будет сделан качественный скачок в развитии аэропортовых услуг в Дагестане.

– Что включает в себя концепция реконструкции и строительства терминала в аэропорту «Уйташ»?

– На сегодняшний день разработана архитектурно-планировочная концепция, предусматривающая строительство нового терминала рядом с существующим зданием аэровокзала. Новый терминал будет выполнен по самым современным стандартам, оснащён новейшими инженерными системами и самым современным технологическим оборудованием. Новый терминал позволит внедрить современные технологии обслуживания пассажиров, багажа, груза и воздушных судов, включая посадку пассажиров в воздушное судно через два телескопических трапа. При концептуальном проектировании терминала было уделено особое внимание пассажирам с ограниченными возможностями. Для свободного передвижения пассажиров во всех зонах аэровокзала предусмотрены эскалаторы, лифты.

Построенный терминал позволит отказаться от реверсивной системы обслуживания пассажиров международных рейсов и осуществлять одновременное обслуживание как прибывающих пассажиров, так и убывающих. Реконструкция в первую очередь затронет существующее здание аэровокзала.

– Абстрагируясь немного от дел, связанных с ОАО «Авиалинии Дагестана», хотелось бы задать вам вопрос и как министру земельных и имущественных отношений республики. Хотелось бы узнать, как идёт инвентаризация земель республики, о которой говорил президент Дагестана Магомедсалам Магомедов?

– Сегодня мы начали работу по инвентаризации земель 13 районов. Это Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Дербентский, Табасаранский, Каякентский, Карабудахкентский, Кумторкалинский, Хасавюртовский, Кизилюртовский, Ногайский, Тарумовский и Кизлярский районы. Уже подготовлены все необходимые картографические материалы, подготовлены люди, эти районы распределены между заместителями министра. Они непосредственно будут курировать выполнение этих работ. В ближайшее время будут определены компании, которые будут выполнять эти работы совместно с работниками Министерства сельского хозяйства республики, Кадастровой палатой, Росреестром и администрациями районов непосредственно на местах. Результаты работы будут представлены в Правительство республики.  

Номер газеты