[ Крутой поворот ]

Как будет развиваться в республике пассажирский транспорт - тема для "Черновика" не новая. Последний раз мы обсуждали её в № 42 от 20 октября 2006 г. ("Тупиковый маршрут"). Из-за того что главный инженер МУПа "Махачкалатранс-1" Магди Айналов отказался предоставить газете необходимые сведения, были приведены наши собственные расчёты себестоимости проезда в маршрутных такси, а читатели начали предлагать свои собственные варианты. После выхода статьи в свет в редакцию обратился коллега Айналова, главный инженер МУПа "Махачкалатранс" Магомед Исмаилов. Он согласился предоставить всю имеющуюся информацию по стоимости проезда в маршрутных такси Махачкалы, а также вступил в заочную полемику с первым заместителем Государственного управления по транспорту РД Шахбаном Магомедовым, чьи комментарии были приведены в указанной статье. - В последнее время "модная тема" - противопоставление государственного и частного транспорта. В какой форме, по вашему мнению, они должны сосуществовать?

- С удивлением прочитал в вашей газете слова заместителя Госуправления по транспорту РД Шахбана Магомедова. Он, в частности, говорит, что с приходом на рынок маршрутных такси наступили хаос и анархия.

Но почему именно сейчас, когда начали отменять всяческие дотации, они вспомнили, что весь транспорт надо обеспечить работой? Просто потому, что сели на голодный паёк. Если подсчитать долю государственного транспорта в общем объёме перевозок в Махачкале и по всей республике и те деньги, что им были выделены, то они ещё и пассажирам должны доплачивать.

Почему они в течение последних 15-20 лет ни один автобус не закупили? Ведь государство выделяет средства для обновления пассажирского парка. - Говорят, нет денег …

- Только в этом году, если я не ошибаюсь, Госуправление по транспорту (ГУ) получило порядка 95 млн рублей. А "Газели" покупать откуда тогда деньги? Их "маршрутки" и на межгороде работают, в том числе на линии "Махачкала-Каспийск", и внутригородские маршруты есть. Самое интересное: получая из бюджета компенсацию, гостранспорт ездит по тарифам, утверждённым для индивидуальных предпринимателей, которые не получают ни копейки дотаций.

Магомедов пишет, что весь автопарк республики составляет 980 единиц, из них у 90 % автобусов прошёл эксплуатационный срок, и из-за требований безопасности их невозможно выпускать на линию. Вы подсчитайте, сколько инженерно-технических работников приходится на это количество автобусов! Есть ли смысл держать такой государственный транспорт и тратить на это деньги из бюджета? - Что тогда понимать под выражением "общественный транспорт"?

- В Дагестане исказили само понятие "общественный транспорт". Вот передо мной проект Закона "О транспорте в РД", это их (Госуправления по транспорту РД. - Прим. ред.) проект. Здесь каждая буква говорит о том, чтобы вытеснить частника с рынка. У них в качестве перевозчика выступают водители "транспорта общего пользования". Сейчас такого понятия нет. ГУ по транспорту этим понятием манипулирует, чтобы сохранить своё место. Транспорт общего пользования - это что такое?

Это не только автобусы большой и малой вместимости, но также такси и маршрутные такси. Но почему-то разработчики закона считают, что водители-частники не сидят за рулём транспорта общего пользования, а несуществующий транспорт ГУ таковым является.

Почему ни в одном регионе страны нет такого плачевного состояния с пассажирским транспортом, как в Дагестане? Потому что у нас распродали весь пассажирский транспорт.

Я не против автобусов и троллейбусов: маршрутные такси в любом случае своё место найдут. Насчёт конкуренции никаких проблем нет. Возьмите реконструированные проспекты Шамиля, Ярагского, Акушинского, Казбекова. По ним должны курсировать автобусы большой вместимости. Каждый пассажир волен выбирать тот транспорт, который ему по карману. - Для чего разработчики Закона "О транспорте" стремятся "изолировать" частников?

- Суть в компенсации разницы между установленным тарифом и себестоимостью проезда. Чем ниже будет установлен тариф по новому закону, тем в большем выигрыше окажутся госпредприятия. А частники вообще не включены в категорию перевозчиков.

Нам какой смысл без причины повышать стоимость проезда? Мы готовы и 5, и 7 рублей сделать, если эту разницу будут компенсировать. Сейчас, не тратя из бюджета РД и Махачкалы ни копейки, мы почти полностью охватили город своими маршрутами.

Шахбан Магомедов указывает, что "в Махачкале ездят около 7 тысяч маршрутных такси". Я любому предлагал и предлагаю: выходите, считайте. Ежедневно выходит на линии 1500-1800 единиц. Количество машин строго регламентировано. Никто по своей инициативе просто так на линию выйти не сможет: водители, кроме нас, сами следят за этим. - Так из чего складывается себестоимость проезда на маршрутных такси в Махачкале?

- Во-первых, уточню, что доля топлива в затратах не самая большая. Расходы на бензин и ГСМ составляют около 54 % общих расходов. Ходят разговоры, что большинство маршруток работает на газе, и поэтому себестоимость должна быть ниже. Одно время цена кубометра газа возросла до 16 рублей, сейчас упала до 13-14 руб. Между стоимостью бензина и кубометра газа получается разница в 4 рубля. Зато увеличиваются общие затраты по содержанию газового оборудования.

Расход бензина у "Газели" 17,9 литра на 100 км. Но это так называемый "линейный расход", установленный заводом-изготовителем. В зависимости от региона, погодных условий, срока эксплуатации автомобиля применяются различные надбавки (см. таб-лицу). Кроме того, существует норма пробега автотранспорта до капитального ремонта. Если все положенные нормативы включать в себестоимость, то получится 46 тысяч рублей дополнительно в год.

Исходя из этого, в прошлом году себестоимость составила 7 рублей, в текущем году - 8,7 руб. - Получается, что водители работают только из чувства альтруизма, не получая никаких доходов…

- Я вам скажу, почему так выходит. Есть требования нормативных документов, на основании которых определяется себестоимость. Если бы водители детально следовали всем их пунктам, то себестоимость возросла бы до 14-15 рублей. Но у нас не делают всё, что положено по нормативам. Экономят на обслуживании, на топливе, вместо 92 бензина заливают 76-й. Только за счёт этого выходят на прибыль.

Нам водители выплачивают 4200 рублей в год. От общей суммы годовых затрат (667 тыс. руб.) это составляет всего около 0,63 % от общей суммы. Кроме этих денег, МУП "Махачкалатранс" собирает с водителей ежемесячно 560 рублей и полностью перечисляет их по назначению в качестве единого налога на вменённый доход.

Ещё раз вернусь к теме тарифов. Во многих городах страны есть комиссии по тарифам. Пусть и здесь создают, куда войдут СМИ, профсоюзы, антимонопольная служба. Тогда нам легче и обоснованней будет доказать, сколько и куда идёт денег. Но с момента последнего повышения цены на проезд в маршрутных такси ни один человек, кроме вас, ещё не приходил к нам убедиться, на основании чего рассчитывается стоимость проезда. Комментарий "ЧК"

Данной статьёй транспортная тема не исчерпана. Свою точку зрения по вопросам развития общественного транспорта в республике захотел высказать и председатель Республиканского комитета независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомед Набиев.

В ближайших номерах газеты он вступит в заочную дискуссию с первым заместителем Государственного управления по транспорту РД Шахбаном Магомедовым и главным инженером МУП "Махачкалатранс" Магомедом Исмаиловым. ]§[

Номер газеты