[ Четыре пишем, восемь в уме ]

30 марта председатель правительства республики Магомед Абдулаев провёл заседание Правительства РД, которое стало симптоматичным по нескольким причинам. Подводя итоги 2011 года, Абдулаев не только несколько раз повторил фразу «мы где-то недорабатываем», но и, желая того или нет, обозначил, где именно.

Первым выступил министр экономики РД Марат Ильясов. Он охарактеризовал прошедший год как период, в течение которого основные макроэкономические показатели выросли, а затем перешёл на более детальную информацию, которая (в определённой мере) ставила под сомнение сказанное выше. 

Согласно данным Ильясова, по показателям: «промышленное производство», «строительство», «ввод жилых домов», «объём платных услуг населению», «реально располагаемые денежные доходы населения» – темпы роста были выше средних значений по РФ и СКФО. Однако по показателям: «продукция сельского хозяйства», «инвестиции в основной капитал», «оборот розничной торговли» – они были ниже. Несмотря на наблюдаемую положительную динамику, Дагестан по­прежнему отстаёт в расчёте на душу населения от среднероссийского уровня более чем в 2 раза по такому показателю, как валовой региональный продукт, по инвестициям в основной капитал – в 1,6 раза. Эти два показателя, на взгляд «ЧК», должны служить одним из основных критериев определения роста экономики республики, так как отражают не только срез уровня развития экономики республики в целом, но и совокупность затрат, направленных на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов предприятия (инвестиции в основной капитал).

По данным Ильясова, промышленность в 2011 году также показала рост, однако рост этот был обеспечен предприятиями, которые функционируют уже очень давно (Дагдизель, Авиаагрегат, Концерн КЭМЗ, Кизлярский электроаппаратный завод, Завод сепараторов и некоторые другие), тогда как новых предприятий, которые могли бы показать большие объёмы производства, – пока нет.

Кроме того, в производстве пищевых продуктов произошло снижение объёмов производства коньяка на 11,3%, вина – в 2,7 раз, комбикормов – в 2,9 раза, консервов рыбных – на 22,4%. По мнению «ЧК», это тревожная тенденция, так как эти виды производства исконно считались если не бюджетообразующими, то по крайней мере вносили регулярный вклад не только в динамику производства, но и обеспечивали поступления в бюджет республики. Это ли не одни из тех показателей, которые должны быть системообразующими на территории, практически ничего не производящей и не имеющей в наличии больших мануфактур или заводов? 

Также министр экономики РД отметил, что половина продуктов питания завозится в республику из­за её пределов.

Что касается сельского хозяйства, то были озвучены следующие цифры: более 480 тысяч человек или 37% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве, 3 млн 100 тысяч га или 62% общей площади республики находится в сельскохозяйственном обороте (то есть на одного экономически активного человека приходится (3100000 : 480000 = 6,4583333) примерно 6,45 га – «ЧК»).

Для сведения, показателем уровня интенсификации1 сельского хозяйства может быть стоимость продукции, полученной с 1 га. В США это примерно 580 долларов. Один работник, занятый в сельском хозяйстве США, может прокормить 80 человек и обработать 50–60 га. Дагестану до таких цифр далеко. Ещё один пример для сравнения. В Бельгии, площадь которой 30 528 км2 (площадь Дагестана – 50,3 тыс. км2, где 60% – сельское население), продукция 1 га пашни даёт прибыль 3700 долларов, 1 га пашни кормит 12,5 человек, а 1 работник сельского хозяйства кормит 100 человек.

Мы обратились с аналогичными вопросами в министерство сельского хозяйства РД, где нам предоставили следующие цифры: 1 га пашни в Кизилюртовском районе республики даёт в среднем выручку – 1535 рубля, а 1 га виноградников – от 16 до 86 тысяч рублей (в зависимости от района).  

Председатель Правительства РД отметил, что виноваты в недостаточном развитии сельского хозяйства РД «технико­технологическая отсталость, изношенность основных фондов и низкий уровень механизации и автоматизации производства» и указал Минпромэнергосвязи РД, Минсельхозу РД продолжить работу по включению республиканских предприятий и организаций в государственные целевые программы (ГЦП). По мнению «ЧК», в том­то и вся суть, что «развитие по­дагестански» – это стремление войти в ГЦП, тогда как этот путь сиюминутный, не ориентированный на будущее и не побуждающий к развитию и повышению качества продукции и, соответственно, конкуренции.

Из остальной части выступления Абдулаеваможно было сделать вывод о нескольких проблемных точках (о результатах работы премьера читайте в материале Маирбека Агаева на стр 4, 12­13 – «ЧК»).

Во­первых, недостаточная работа руководителей МО (о неэффективности работы муниципалитетов в колонке Биякая Магомедова«ЧК»).

Во­вторых, собираемость налогов и сборов.

Второй пункт вызывает особую тревогу, так как в прошлом году республика, для того чтобы обеспечить свои обязательства, взяла кредит на сумму 4 млрд рублей (2 млрд рублей в Россельхозбанке и 2 млрд из федерального бюджета – бюджетный кредит), то есть, по сути, в будущем году нужно собрать налогов (обеспечить доходную часть бюджета) на лишние 4 млрд (фактически нужно собрать минимум 8). Где возьмут эти деньги? По всей видимости, УФНС по РД и лично руководителя УФНС по РД Умахана Джабраилова ждёт тяжёлый год.

 


1Интенсификация (фр. intensification, лат. intensio – напряжение, усиление) – процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также его расширение.

 

Номер газеты