[ Всё дело в инертности ]

Прочитав в газете «Черновик» от 20 февраля 2009 года статью «Белые халаты в тёмных палатах», я не смогла не откликнуться на статью, будучи начальником отдела защиты прав застрахованных граждан Республиканского фонда ОМС «Дагестан». Поднимаемые в статье проблемы в здравоохранении республики действительно актуальны, но мне не понятна позиция автора статьи в отношении освещения работы фонда обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования финансирует четыре статьи – заработную плату, питание, медикаменты, мягкий инвентарь, а средства на капитальные и текущие ремонты, на приобретение оборудования выделяются лечебным учреждениям другими ведомствами, а родовые сертификаты выдаёт фонд социального страхования.
Наш отдел призван реализовывать одну из основных функций фонда – защита прав и законных интересов граждан. Никто не сомневается в том, что в числе медицинских работников лечебных учреждений республики трудится немало хороших, бескорыстных, профессионально подготовленных людей, но, рассматривая обращения граждан, наш отдел достаточно информирован о недостатках в работе лечебных учреждений – чёрствости, грубости со стороны медицинских работников, непрофессионализме, имеющих место вымогательствах с больных за оказанную медицинскую помощь.
При таком положении вещей удивляет инертность нашего населения. Эксперты ФОМСа и страховых организаций постоянно проводят обходы отделений, опрашивают пациентов, а находятся лишь единицы, которые могут сказать правду, пожаловаться нам. А вот адресную помощь обратившимся к нам гражданам мы оказываем реальную и незамедлительную.
Приведу лишь некоторые цифры по итогам работы отдела защиты прав в 2008 году.
С обоснованными жалобами к нам обратилось 2350 граждан, в 97 % случаев эти обращения разрешены в пользу заявителей.
Основные причины жалоб – неудовлетворительное лекарственное обеспечение льготной категории граждан, неудовлетворительная организация работы лечебных учреждений, качество медицинской помощи, нарушение этики и деонтологии медицинскими работниками, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия. С 2008 года вопросы лекарственного обеспечения льготной категории граждан переданы в ведение Министерства здравоохранения РД, тем не менее мы активно помогали в разрешении и этих вопросов. Число жалоб на неудовлетворительную организацию работы лечебных учреждений с каждым годом растёт. Пользуясь отсутствием достаточного количества коек для оказания специализированной медицинской помощи на городском и республиканском уровнях, увеличением числа нуждающихся в госпитализации, ставятся большие препоны для госпитализации остро нуждающихся больных. Это имеет место в РКБ и некоторых городах республики. Свежий пример: больному из Дахадаевского района, нуждающемуся в скорейшей госпитализации в неврологическое отделение РКБ в подведомственной ей поликлинике в течение четырёх дней не давали направление, ссылаясь на то, что ему необходимо пройти компьютерную томографию, а пройти бесплатно компьютерную томографию в течение 1–2 дней нереально – существует большая очередь. Кстати, компьютерная томография финансируется не из средств обязательного медицинского страхования, а из средств бюджета как дорогостоящий вид медицинской услуги. После нашего активного вмешательства удалось получить направление на госпитализацию. Таких примеров множество. Немало обращений на создание волокиты в муниципальных поликлиниках Махачкалы при оформлении нуждающихся больных на МСЭК, особенно на уровне руководителей поликлиник и заведующих отделениями, которые подписывают листы направлений на МСЭК.
В 75 случаях взимания денежных средств за медицинские услуги нам удалось обязать лечебные учреждения в досудебном порядке возместить затраченные средства гражданам на общую сумму 187000 рублей, из них за пределами Республики Дагестан в пяти случаях. Отказали в возмещении семь лечебных учреждений, расположенных за пределами республики, в этих случаях от судебных исков пациенты отказались сами.
Нам удалось так же коренным образом сломить ситуацию с обеспечением стационаров питанием и медикаментами. 2007 год прошёл под объявленным фондом девизом «Питание и медикаменты больным в полном объёме». Больные не могли этого не заметить. В настоящее время лечебные учреждения обеспечены необходимыми лекарственными препаратами, в том числе и дорогостоящими. Если нерадивый врач предлагает больному приобрести какие-либо препараты в аптеке за свой счёт, то он может обратиться к руководству лечебного учреждения, отделы защиты прав фонда обязательного медицинского страхования или страховых медицинских организаций и необходимое лекарство будет предоставлено, врач понесёт наказание.
По всем вопросам, затронутым в данной статье, можно обратиться по телефону 99-04-23 с 8:00 до 17:00.

Лейла Омарова, начальник отдела защиты прав РФОМС «Дагестан»,
отличник здравоохранения СССР,
заслуженный врач РД
26 февраля 2009

Номер газеты