[ На деревню дедушке… ]

Не могу сказать, с чем это связано, некоторые фрагменты из жизни: слова, картины, лица, события – настолько впечатляют, на всю жизнь остаются в памяти. Иногда самые незначительные, простые вещи оставляют неизгладимый отпечаток. Очень часто из детства вспоминаю старый потрёпанный учебник литературы и мальчишку, который писал письмо на деревню дедушке под тусклый свет лампады. Именно такая картина была в учебнике: бедный Ванька пишет дедушке обо всех тяготах и душевных переживаниях. Это было в прошлом: дети, гретые под солнцем социализма, испытывали жалость к Ваньке и радовались жизни. Рассказываю из далёкого детства в высокогорном ауле, где двадцать дворов и чуть больше людей. Далее вспоминаю время учёбы в университете – лихие девяностые, годы смуты и беспорядка, противостояние власти и криминала, передела собственности, борьбы за выживание и существование, сколько эпитетов небольшому промежутку времени. Мрачные, озлобленные лица, утрата прежних ценностей и идеалов; демократия, свобода, сопряжённая с беспределом и вседозволенностью.
Власть потеряла доверие народа, появилась ностальгия по прежнему порядку, порою и диктатуре. На политическую арену вышли новые люди с весьма сомнительным прошлым. В каждой кухне начали говорить о твёрдости духа и силе характера того или иного кандидата на выборах. Не меньше Ванькиного письма произвели впечатление предвыборные лозунги и плакаты новых героев периода лихолетья. Один из них звучал так: «Жёсткой рукой – к благосостоянию и порядку» – лозунг кандидата в депутаты в российский парламент. Не знаю, понимал ли кандидат в Думе: надо, прежде всего, думать и законодательством заниматься, скорее, он играл на толпу, для которой важнее жёсткая рука, чем ясная голова.
Вспоминаю выборы мэра Махачкалы, как наши власть имущие и ими обласканная интеллигенция заговорили о сильной руке, необходимой для города. В поте лица и с пеной на устах говорили перед каждым домом о спасителе города. Этой рукой много чудес сделано в городе: исчезли зелёные скверы, под окнами жилых домов появились бензозаправки и многоэтажки, которые лишили горожан не только электрического, но и дневного света. К отсутствию света, воды и тепла мы уже привыкли. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, за все грешки: трусость, отсутствие воли и недальновидность – надо платить. Вот и расплачиваемся, в том числе автор этих строк пишет, как Ванька, под тусклый свет лампады. Какие схожие судьбы… Тот из-за незнания адресата страдал, нынешний – из-за отсутствия адресата.
Что-то непонятное происходит с нами. Один политик, цитируя Расула Гамзатова, сказал: «Дагестан опоздал в мире». Опаздывают тогда, когда идут куда-то или намерены идти. Если в центре столицы человек живёт без света, воды и тепла, если молодёжь из-за неустроенности жизни и насилия властей идёт в лес, куда это мы идём? Мы возвращаемся назад, в каменный век. Правда, есть попытки создать гражданское общество. Гражданин-то где? Тот, кто в гимринских лесах милиционеров расстреливает или другой в его поисках ворует абрикос и сушёное мясо? Говорят: начните с себя. С меня? Который не может обеспечить теплом и светом малолетних детей своих. Вы что, ребята, какой с меня гражданин? Ещё много интересных слов слышим мы от власти: «правовой нигилизм», борьба с коррупцией и т. д.
Коррупция – это когда чиновник за определённые услуги «идёт навстречу» в нарушение закона. Когда у нас один берёт деньги и его коллега за то, что долю не получил, сажает человека – это что-то новое, оно выходит за рамки приличия даже самой коррупции.
Я слышал об одном дагестанце, который взял кредит по поддельным документам, за эти деньги установил группу инвалидности жене, на основании этого – опекунство детям, сам получает пособие как безработный, позднее открыл фермерское хозяйство и получает дотацию за тех несуществующих овец. Правда, интересно? Пять преступлений в одном флаконе. Возможно ли в Дагестане с этим гражданином и с этой властью гражданское общество? Кто является первичным источником коррупции? Безусловно, власть, она всегда была ориентиром для общества. Вышеназванный товарищ – творение нашего времени, он вырос на той почве, которую мы создали в период лихолетья. Пока в обществе культ сильных рук и состояние холуйства, мы пишем под тусклым светом на деревню дедушке…

Магомед Бисавалиев

Номер газеты