[ Как всегда, что-то мешает... ]

Для самых высокогорных районов нашей республики, таких как Цунтинский и Тляратинский, самым главным условием для жизнедеятельности является хорошее состояние автодорог. Ежегодно осенне-весенние ливне¬вые дожди и зимние снежные лавины полностью закрывают дороги на целые сутки и недели. Десятки людей гибнут в автоавариях из-за крутизны поворотов, подъёмов, спусков и узости автодорог. А строительство автодороги в горах очень трудоёмкое, опасное, требующее огромных денежных затрат и времени дело. Нужны согласованные усилия всех ветвей власти, и добиться этого в нынешнее кризисное время очень проблематично.
В основном по этой причине, а также другим обстоятельствам в последние годы резко возросло число семей, уезжающих с гор на равнину, где намного проще обустроить жизнь и бытовые условия. Хотя переселенцам нелегко адаптироваться с коренными жителями других национальностей, заново обустраивать жилищно-бытовые условия, устроиться на работу и т. д.
И вот, наконец, сбылась моя мечта – удалось сконструировать дорожный комбайн, который многократно повышает производительность труда и обеспечивает более высокий уровень безопасности операторам. Например, один комбайн может выполнить такой объём работы, который с трудом выполняют семь-восемь бульдозеров марки Т-170, при этом вдвое меньше потребляет горюче-смазочных материалов.
По предварительным расчётам, один дорожный комбайн всего за шесть месяцев может снять все проблемы стокилометрового участка автодороги от села Хебда, Шамильского района, до селения Кидеро, Цунтинского района, по более низким расценкам.
Приемлемые условия для сборки комбайна имеет Чебоксарский тракторный завод. Единственное, что мешает довести до конца это дело, – это отсутствие возможности у банков республики выделить кредит в 25 млн рублей на двухлетний срок даже под 25–30 % годовых.
По признанию начальника ГУ «Дагестанавтодор» М. Омарова, «ещё 11 районных центров не соединены с опорной сетью дорогами с асфальтобетонным покрытием. Более 70 % по протяжённости местных дорог в горной части по своим техническим параметрам не соответствуют нормативам даже 5-й технической категории и являются практически автопролазами.
Отдельной проблемой является ликвидация бездорожья ещё к 39 населённым пунктам горных районов, где проживают 5022 человека. К сожалению, из-за ежегодного недофинансирования плановые показатели программы в части строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог в полной мере реализовать не удалось».
Видимо, нашему коррумпированному обществу как всегда чего-то не хватает или что-то мешает для того, чтобы умную, полезную идею внедрить в жизнь на благо всех.

Магомед Кебедов, с. Бежта,
10 февраля 2009

Номер газеты